Как продают друзей: почему «ВКонтакте» разрешила кредиторам оценивать пользователей
Фото Stz / Zuma / TASS

Как продают друзей: почему «ВКонтакте» разрешила кредиторам оценивать пользователей

Владимир Зыков Forbes Contributor
Фото Stz / Zuma / TASS
Теперь кредитные организации будут учитывать аккаунт заемщика в соцсетях. Может ли пользователь ограничить внимание к себе

Сообщение о том, что Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сможет оценивать заемщиков по аккаунту в соцсетях и сделает это в качестве сервиса, доступного партнерам, вызвало волнение среди пользователей. Многие даже кричали об удалении своего аккаунта из «ВКонтакте». Дело в том, что раньше соцсеть защищала данные пользователей от использования сторонними компаниями. Например, в 2017 году они подали иск к компании «Дабл», которая собирала в соцсети данные о пользователях. Почему соцсеть пошла на компромисс с НБКИ и значит ли это, что она «перешла на сторону сил зла»?

Обмен данными

Нужно понимать, что все публикации, которые пользователь делает в соцсети, сразу становятся доступны неопределенному кругу лиц. И теоретически все это может быть скачано из «ВКонтакте» без разрешения администрации соцсети. Более того, не теоретически, а практически такие данные скачиваются регулярно. И нет технических возможностей предотвратить парсинг этой информации ни у одной соцсети.

Компания «Дабл» как раз собирала все данные, которые находились в открытом доступе, и на их основе создавала сервисы для того же НБКИ. Проблема заключалась в том, что пользователь изменениями в настройках своего аккаунта никаким образом не мог повлиять на информацию в базе «Дабла»: даже в случае удаления аккаунта информация там сохранялась. Теоретически пользователь мог направить компании письмо с требованием уничтожить всю собранную о нем информации в соответствии с законом о персональных данных. Но будет ли это требование выполнено, проконтролировать практически невозможно.

Интересно, что в судебном процессе «ВКонтакте» и «Дабл» уже участвовало НБКИ. С ним было заключено мировое соглашение и теперь кредитный сервис легально подключен к соцсети. Но это не значит, что «ВКонтакте» сдал пользователей. Теперь пользователь сам решает, каким данным о нем позволено попасть в базу, и даже может запретить накопление информации о себе. Если к этому моменту какие-то данные уже содержатся в НБКИ, то вся собранная информация будет приведена в соответствие с настройками конфиденциальности пользователя. Вплоть до удаления из баз. Таким образом, люди получают контроль над собственными данными, а компании — нужные сведения на легальной основе.

Нужно понимать, что «ВКонтакте» хоть и является крупнейшей социальной сетью России, но ее одну анализировать недостаточно. Исходя из презентации «Дабл», для оценки платежеспособности клиента они собирают данные из других соцсетей: «Одноклассники», Facebook, Twitter, YouTube и блог-платформ типа Livejournal и досок объявления типа «Авто.ру». И на каком основании они это делают, сказать сложно. Если соцсети просили разрешения на сбор персональных данных в пользовательских соглашениях, то откуда права на доступ к этой информации у «Дабл», неизвестно. Да и есть ли они у компании вообще? Поэтому речь не идет только об одной соцсети, вопрос принципиальный, и мировое соглашение «ВКонтакте» и НБКИ внесет упорядоченность в эти отношения.

Международный опыт

Соцсети, безусловно, являются важнейшими источниками данных о человеке. Есть иностранные сервисы, которые уже выдают кредиты только по профилю в соцсети Facebook.

На Филиппинах и в Колумбии действует проект Lenddo.com, позволяющий получить кредит по профилю в социальных сетях. Средний размер займа составляет $400 на Филиппинах и $800 в Колумбии. Деньги можно получить на срок от 3 до 12 месяцев и использовать на образование, медицину или обустройство дома. Для получения кредита необходимо заполнить заявку на сайте, загрузить фотографию и дать ссылки на имеющиеся профили в соцсетях (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), а также пригласить друзей и родственников из социальных сетей, предложив им взять аналогичный кредит.

Lenddo проводит скоринг (расчет кредитоспособности заемщика) по странице потенциального клиента в соцсетях и аккаунтам его друзей. Сейчас в России самые крупные банки уже начинают активно анализировать соцсети, чтобы дать оценку благонадежности клиенту, вопрос в том, насколько легально они будут получать доступ к данным.

Госконтроль над ценным ресурсом

На основе полученных данных из «ВКонтакте» НКБИ будет делать сервис для своих клиентов. Сколько будет стоить доступ к сервису, сложно сказать, но по аналогии с похожими сервисами можно предположить, что среднемесячный доступ компании обойдется в 300 000 рублей. Все будет зависеть от объема запросов и иных факторов. Очевидно, что пользовательские данные — это новая нефть, как неоднократно говорили чиновники разного уровня. И данные о пользователях начнут контролировать.

Например, в декабре 2015 года глава InfoWatch Наталья Касперская рассказала о необходимости контролировать использование подобных данных. «Вы знаете, что интернет, помимо того, что хорошая среда, еще и создает фантастические возможности для общения и сбора любой информации с граждан, а именно: информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и прочем. И эта информация — кладезь знаний для того, чтобы различным образом влиять или манипулировать людьми, что, собственно, и делается. Мы это видим. То есть создался целый класс новых информационных угроз… Мне кажется, что нужно регламентировать использование этих личных данных любыми организациями. Не только иностранными, а любыми», — заявила Касперская на встрече с главой государства.

Сейчас в недрах госструктур готовится законопроект, который будет регулировать правила игры на этом рынке. Ведь закон «О персональных данных» уже существует, но теперь аналогичные законы нужно вводить для пользовательских данных. И появление текста стоит ожидать уже в этом году. Близятся новые правила жизни в интернет-мире.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться