Космические пирамиды: как нажиться на желающих полететь на Марс
Обитаемая станция на Марсе компании One Mars. / Фото DR

Космические пирамиды: как нажиться на желающих полететь на Марс

Алия Прокофьева Forbes Contributor
Обитаемая станция на Марсе компании One Mars. Фото DR
Одни люди мечтают о путешествии к другим планетам, другие наживаются на этих мечтах

Принято считать, что космос — территория честного бизнеса. Однако, как любая среда, в которой крутятся большие деньги, космическая сфера время от времени рождает своих комбинаторов, великих и не очень. И речь не о том, во сколько на самом деле обходятся запуски ракет Илона Маска или можно ли считать частными проекты, которые выигрывают тендеры NASA. Эта деятельность на виду, и нюансы подобных подсчетов подробно разобраны: ракеты летают, задачи последовательно выполняются. Гораздо хуже, когда на рынок выводятся заведомо несбыточные проекты, организаторы которых зарабатывают дешевым самопиаром, а некоторые еще и откровенно изымают средства у чересчур доверчивых граждан.

Марсианские хроники

В 2013 году никому не известная компания One Mars вышла на краудфандинговую площадку Indiegogo со «скромным» проектом создания обитаемой станции на Марсе. Инвесторам было предложено скинуться на первый этап программы: запуск в 2018 году посадочной станции и спутниковой миссии. Была обозначена необходимая сумма — $400 000. То, что бюджет аналогичных марсианских проектов составлял миллиарды долларов, инвесторов не отпугнуло — One Mars собрал 78% от заявки, или $313,744.

На дворе 2018 год. В мартовском интервью основатель компании Бас Лансдорп заявил, что, несмотря на небольшие финансовые трудности, первый этап проекта успешно завершен, второй начнется в 2019-м.

Чем же занималась One Mars эти пять лет? Провела онлайн-регистрацию энтузиастов для участия в программе (202 586 заявок). Собрала вступительные взносы, которые в зависимости от страны проживания кандидата составляли от $5 до $73 (4227 плательщиков). Все. Ах да, еще Лансдорп ежегодно объявлял о переносе сроков проекта на 1-3 года.

Что дальше? Людей уже набрали, осталось всего ничего:

- запустить разведывательную миссию с посадочной станцией и марсоходом;

- отправить несколько миссий по доставке блоков для строительства станции (сами блоки тоже предстоит сконструировать);

- последовательно доставить на Марс несколько групп поселенцев.

Удивительно не то, что у One Mars ничего не получается и никогда не получится. Удивительно, что нашлись люди, готовые воспринять этот проект всерьез. Их не насторожило, что стартап с тремя сотнями тысяч долларов, надувая щеки, выходит на рынок, где работают правительственные агентства и международные консорциумы с совокупным капиталом в десятки миллиардов. Их не напрягло, что технологий, позволяющих создать на Марсе защищенную станцию для длительного проживания людей на полном самообеспечении, как не было в 2013-м, так нет и сейчас. О чем думают эти люди, для меня загадка.

На фоне всех вопиющих нестыковок особенно смешно и нелепо выглядят претензии к One Mars по поводу процедуры отбора участников или присвоения гонораров за их интервью. Это все равно что всерьез обсуждать технические неисправности автомобиля, от которого в наличии только клаксон.

Настоящий детектив

Вторая история — готовый сценарий для остросюжетного сериала. Куда смотрят HBO и Netflx? Непонятно, но поможем им.

Серия 1. Начиналось все красиво. В сентябре 2014 года некоммерческое предприятие Spaceship Earth Grants объявило о запуске всемирного конкурса, победитель которого бесплатно отправится в космическое путешествие. В течение четырех месяцев любой желающий мог зарегистрироваться для участия в программе, оплатив вступительный взнос от $15 до $90 в зависимости от уровня благосостояния своей страны. Для доставки победителя в космос планировалось воспользоваться услугами космического туроператора Virgin Galactic, позже конкретика была заменена расплывчатой формулировкой «на любом корабле, который окажется в наличии». Участникам был обещан один космический полет на каждые 50 000 заявок.

Казалось бы, уже на этом этапе нетрудно понять, с кем имеешь дело. Virgin Galactic продавала билеты на космический вояж по $250 000. Зная формулу «один из 50 000» и средний размер вступительного взноса — $50, нетрудно подсчитать, что при идеальном раскладе организаторы Spaceship Earth Grants планировали собрать как минимум $2,5 млн и получить в виде чистой прибыли 90% этой суммы (незначительные расходы на интернет-PR не в счет). Но принцип условно бесплатного сыра сработал безукоризненно: на программу подписались несколько десятков тысяч человек со всего мира.

Участникам был обещан один космический полёт на каждые 50 000 заявок.

В течение полугода организаторы акции вяло мурыжили участников предварительными отборами, а 12 июня 2015 года неожиданно объявили о слиянии с аналогичной программой Rising Star от компании Kruger Cowne. Участникам SEG было предложено перерегистрироваться на сайте правопреемника.

После этого Spaceship Earth Grants тихо сошла со сцены. 3 октября 2015 года ее фейсбучный аккаунт издал последний писк радости по поводу определения финалистов Rising Star и с тех пор не подавал признаков жизни. Любопытно, что на него до сих пор подписаны 22 466 человек — то ли поленились отписаться, то ли по-прежнему верят в бесплатный сыр.

2 серия. На передний план выходит второй участник комбинации — компания Kruger Cowne. Бизнес-модель, на которой строилась ее программа Rising Star Spaceflight Contest, как под копирку срисована с Spaceship Earth Grants. С той только разницей, что техническим партнером была выбрана компания XCOR Aerospace, работавшая над созданием реактивного космического корабля Lynx, способного подниматься до 100 км над поверхностью Земли.

Программа Rising Star продвинулась дальше: объединив свою клиентуру с участниками Spaceship Earth Grants, ее организаторы провели полуфинальный отбор претендентов и 25 ноября 2015 года на молодежном форуме One Young World объявили победителя конкурса. «Счастливчиком» стал 24-летний Хусейн Манавер из лондонского пригорода Илфорд.

3 серия. Казалось бы, еще чуть-чуть — и сказка «Отрок во вселенной» станет явью. Но тут в дело вступает третий фигурант многоходовки. Спустя полгода, в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблем Lynx, и сократила 3/4 сотрудников. А в 2017 году компанию признали банкротом.

в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблём Lynx

По законам жанра в конце каждого сериального сезона должен появиться элемент саспенса, намекающий, что следующий сезон не за горами. Не обошлось без него и в этой истории: после банкротства XCOR большая часть ее активов отошла некоммерческой организации Build a Plane, которая по странному стечению обстоятельств занимается не инженерными разработками, а… образовательными космическими программами для молодежи.

Ждем второй сезон?

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться