Живая планета: европейский зонд обнаружил подледное озеро на Марсе

Фото MARSIS
Если бы букмекеры принимали ставки на обнаружение жизни на Красной планете, им стоило бы срочно пересмотреть коэффициенты в пользу ее нахождения

Группа европейских ученых сообщила о вероятном обнаружении подледного озера на Марсе. Если удастся подтвердить информацию, это станет первым в истории обнаружением значительных объемов жидкой воды, что повысит вероятность найти жизнь на соседней планете.

Что нашли. При обработке данных с радара MARSIS зонда «Марс Экспресс», полученных с мая 2012 года по декабрь 2015 года, обнаружили на Южном полюсе на глубине 1,5 км слой вещества размером 20 км, которое по характеристикам больше всего похоже на воду или водный раствор других веществ.

Исследование проводилось с помощью сканирования радиолучом поверхности и изучения ответного сигнала, что позволило изучать структуру Марса глубоко под поверхностью.

Для достоверности открытие хорошо бы подтвердить с помощью американского зонда MRO с аналогичным радаром, но ученые NASA отметили, что его орбита не столь благоприятна для изучения Южного полюса.

Почему это важно. Жидкая вода считается необходимой для зарождения и поддержания активного существования живых существ. Марс привлекает наибольшее внимание ученых, потому что условия на нем наиболее близки к земным, поэтому можно ожидать, что на нем также могла зародиться жизнь.

Данные о Марсе показывают, что скорее всего он ранее был покрыт океаном, имел реки и более плотную атмосферу, которая повышала температуру на поверхности планеты и смягчала перепады температуры. Из-за отсутствия магнитного поля планеты, солнечный ветер «выдул» атмосферу в космическое пространство, включая испарившуюся воду. Оставшаяся вода находится в замерзшем состоянии в полярных шапках и грунте, есть признаки, что иногда на поверхности планеты образуются ручьи. Но они небольшие и очень холодные, кроме того в них должны растворятся перхлораты с поверхности Марса, которые вредны для известных живых существ.

Однако даже в таких суровых условиях на Марсе могли выжить организмы, зародившиеся в более благоприятный период, когда планета имела океан и была покрыта атмосферой.

Именно под поверхностью Марса, защищенные от солнечной радиации грунтом (как нас на Земле защищает атмосфера и магнитное поле), могли бы продолжить существовать живые организмы. При этом ни потенциальная высокая соленость, ни потенциально низкая температура подледного озера не ставят крест на существование в нем жизни, так как на нашей планете есть микроорганизмы, выдерживающие экстремальные условия.

Открытие жизни вне Земли дало бы основания считать, что зарождение жизни весьма вероятный процесс, и во Вселенной множество планет может быть населено живыми существами разной степени развития (от бактерий до разумных цивилизаций).

Ставки на жизнь. Не обязательно при наличии воды зарождается жизнь, поиски жизни на Марсе продолжаются уже более века. В конце XIX века часть астрономов видела в телескопы «каналы» на поверхности планеты, считая их следами разумной деятельности. Первые автоматические станции полвека назад подтвердили мнение большей части астрономов, которые считали Марс холодным и не имеющим атмосферы — давление газов на планете в 100 раз меньше, чем на земле и основу атмосферы составляет углекислый газ.

«Лотерейные билеты». Пока следы живых организмов на Красной планете обнаружить не удалось. Их обнаружение будет большим открытием для всего человечества. Но страна, которая первой это сделает, получит славу, сравнимую с вышедшим в космос СССР и высадившими астронавтов на Луну США. Европейское космическое агентство показывает, что имидж первооткрывателя жизни можно получить, даже обладая куда более скромными бюджетами, чем NASA. Но надо купить «хотя бы один лотерейный билет».

В ближайшее время поиском жизни под поверхностью Красной планеты займутся американские аппараты InSight (запущен в мае 2018 года), Mars 2020 и совместная миссия «Роскосмоса» и Европейского космического агентства «ЭкзоМарс-2020».