Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать
Фото Getty Images

Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать

Фото Getty Images
Известный факт: чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно не только хорошо работать, но и уметь выстраивать отношения с начальством. Ученые из Бизнес-колледжа Университета штата Орегон выяснили, как делать это наиболее эффективно

Подхалимство по отношению к начальству может способствовать карьерному росту, однако истощает ресурсы самоконтроля сотрудников и провоцирует безнравственные поступки, утверждают специалисты из Бизнес-колледжа Университета штата Орегон, США. Исследование было опубликовано в журнале Applied Psychology. Для того, чтобы произвести впечатление на руководство или привлечь его внимание, у сотрудников может уйти очень много времени и энергии, так что сил на работу и соблюдение правил офисного этикета попросту не останется.

Заискивание — лишь один из инструментов, при помощи которых работники конструируют свой имидж на рабочем месте. Исследования показали, что гораздо больших успехов добиваются те, кто совмещает заискивание с тактикой «управления впечатлением», производимым на окружающих. Это, в частности, приводит к более высокой оценке эффективности работы, — как со стороны коллег, так и со стороны начальства.

«Как правило, «управление впечатлением» на рабочем месте — это желание казаться ценным и эффективным сотрудником», — говорят авторы исследования из Бизнес-колледжа OSU. То есть, по-русски, хвастовство.

В качестве эксперимента психологи наблюдали за поведением и профессиональными успехами 75 работников одной китайской корпорации, которые на протяжении двух недель изучали хвастовство и заискивание в качестве тактики взаимодействия с начальством и коллективом. Участниками эксперимента стали менеджеры среднего звена в крупной компании-разработчике ПО. Они должны были проводить ежедневные опросы своих коллег, чтобы составить представление об их социальных способностях, которые помогают им эффективно взаимодействовать с коллегами, ориентироваться в социуме, выбирать соответствующую ситуации тактику поведения и определять их собственные цели.

Те, кто заискивал перед начальством, должны были льстить и любыми средствами добиваться благосклонности руководителя. Те, кто занимался бахвальством и саморекламой, — рассказывали всем вокруг о своих успехах и достижениях. Слух об этом, разумеется, доходил и до руководства.

Исследователи обнаружили, что уровень самолюбования сотрудников-хвастунов широко варьировался в течение дня, в то время как эмоциональные ресурсы и самоконтроль сотрудников-подлиз к концу дня истощался. По мнению исследователей, это происходит потому, что подхалимство требует больше самоконтроля и фальши, которую сотруднику приходится выдавать за искренность, в то время как хвастовство требует от человека лишь любви к себе, что у каждого человека так или иначе в определенной степени развито.

У работников, эмоционально истощенных подхалимажем, шансы начать бездельничать на рабочем месте оказались намного выше: они могли отказаться сотрудничать с коллегами, пропустить встречу или проводить время в интернете, вместо того, чтобы работать. Исследование показало, что аналогичной связи между эмоциональным истощением и самолюбованием не существовало.

«Важно также отметить, что негативные эмоциональные последствия подхалимства сказывается немедленно, но преимущества этих действий, как правило, сказываются лишь в долгосрочной перспективе», подчеркнули исследователи. Ученые также обнаружили, что подхалимство в меньшей степени сказывалось на сотрудниках с высокими коммуникативными навыками: для того, чтобы восстановиться, они могли отправиться на прогулку, поговорить с другом или перекусить. По мнению авторов исследования, эти результаты помогут руководителям лучше понять причины нежелательного поведения своих подчиненных и использовать это понимание для принятия стратегических решений.

Новости партнеров