Вторая попытка: зачем нужны гаджеты под брендом Facebook

Фото Facebook Portal +
Какой будет рыночная судьба видеорамок Portal и Portal+, выпущенных самой популярной соцсетью

Компания Facebook анонсировала гаджеты Portal и Portal+: устройства с голосовым управлением позволят компании выйти на рынок умных устройств, который только зарождается. Но ждет ли их этот рынок?

Язык не поворачивается назвать Portal и Portal+ умными колонками: фактически это планшеты с включенным голосовым управлением. К сожалению, их характеристики весьма посредственны. Младшая модель Portal обладает 10-дюймовым экраном с разрешением всего HD (1280 на 800 точек) при стоимости $200, старшая имеет дисплей 15 дюймов с разрешением FullHD (1920 на 1080 точек) и стоит $350. По цене недалеко до стоимости телевизора. Впрочем, в России мы не скоро оценим несправедливость этих цен — продукт предназначен только для США.

Из фирменных особенностей — возможность накладывать на свое изображение маски (скорее всего, используются технологии белорусской компании MSQRD, которую соцсеть купила в 2016 году) и голосовое управление с помощью ассистента Alexa компании Amazon.

Это второй приход Facebook на рынок аппаратных устройств и впервые с собственным гаджетом. Ранее компания выпустила совместно с HTC смартфон HTC First, заходной экран которого отображал уведомления из соцсети. Но он так и остался последней вылазкой Facebook на рынок смартфонов. Видимо, это связано с тем, что получить прибыль от продажи устройств на рынке смартфонов возможно только для первой тройки компаний, а рекламную выручку на Android-устройствах забирает Google.

Именно борьбой за рекламные бюджеты объясняется выход Facebook на рынок домашних умных устройств. Сейчас компания получает практически 100% своих доходов за счет рекламы в соцсети, однако молодое поколение американцев пренебрегает ею, чаще увлекаясь Snapchat. Соцсети нужны новые подходы к потребителю, но все устройства разобраны: на смартфонах доступ к пользователям контролирует Google через свою операционную систему Android, на ноутбуках и ПК — опять Google, уже с помощью браузеров. Даже Apple предпочитает получать доходы через Google, продавая ей преимущественное право поиска в своих продуктах.

Потенциальным спасением могут стать умные колонки и подобные устройства, снабженные голосовыми ассистентами. Дома или в офисном помещении пользователю может оказаться удобнее голосом попросить запустить видео на экран, а потом убавить звук. Производитель колонки может проанализировать голосовые команды владельца и предложить контекстную рекламу, пытаясь перехватить долю рынка у Google.

Аналитическая компания Canalys прогнозирует продажу более 100 млн умных колонок в 2018 году. По итогам второго квартала 2018 года на первом месте по продажам колонки серии Google Home — 16,8 млн устройств или 32,3% от всех продаж. Так что Google пока успешно защищает каналы доступа к пользователю. На втором месте Amazon с серией продуктов Echo — 24,5% рынка, а третье и четвертое делят Alibaba и Xiaomi — 17,7% и 12,2% рынка. В 2018 году в России голосовую колонку выпустил «Яндекс», раньше также сосредотачивавшийся на программных сервисах.

Начав с традиционных аудиоустройств с встроенными голосовыми ассистентами, производители сделали сейчас и гаджеты с экраном, так что Facebook не первый на этом пути. Ему будет трудно пробиться в борьбе со столь крупными компаниями, оккупировавшими рынок. Кроме того, соцсеть могут подвести посредственные характеристики ее гаджетов. Согласно статистике, большинство владельцев используют свои умные колонки как обычные. В этом случае на первый план выходят аудиохарактеристики.

Видимо, Facebook просто бросила пробный камень, как и в случае со смартфоном HTC First. Если отклик рынка устроит компанию, ее средств будет достаточно и для создания качественного устройства, и для разработки собственного голосового помощника, чтобы не делиться с конкурентом.

Новости партнеров