К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Технические моменты: чем «Яндекс» и Сбербанк могут помочь друг другу

Фото Рамиля Ситдикова / РИА Новости
Фото Рамиля Ситдикова / РИА Новости
При обсуждении альянса Сбербанка и «Яндекса» в первую очередь принимаются во внимание факторы защиты интересов страны и государственного лоббирования. Однако компании могут оказать друг другу и технологическую поддержку

В пятницу СМИ сообщили о покупке 30%-ной доли «Яндекса». Акции российской интернет-компании тут же пошли вниз, видимо, из-за опасений чрезмерного государственного контроля. Официального заявления основателя «Яндекса» Аркадия Воложа хватило, чтобы вернуть компании почти $700 млн капитализации из потерянных $2 млрд. Однако Волож не утверждал, что сделки не будет, а только сообщил, что не собирается продавать свою долю.

Каковы могут быть технологические причины и последствия сделки, если она все же состоится?

Самые большие данные

Сбербанк, будучи одной из крупнейших государственных компаний, преследует несколько целей в выстраивании своей текущей модели бизнеса. Кроме традиционной цели, ориентированной на получение прибыли, банк уже достаточно давно выбрал вектор развития на усиление цифровизации и массового внедрения новых информационных технологий. Приобретение блокирующей доли в капитале «Яндекса» даст банку доступ к новым способам анализа больших данных, по которым российская интернет-компания является одним из лидеров не только в России, но и в Европе: например, ее алгоритмы используются в работе Большого адронного коллайдера, а для обучения новых исследователей компания самостоятельно финансирует ШАД (Школу Анализа Данных).

 

Кроме того, сервисы «Яндекса» работают с большими клиентскими базами. Когда вы заказываете такси или еду по телефону, арендуете машину или покупаете доступ к музыкальной базе, размещаете рекламу или совершаете другие покупки с помощью сервисов «Яндекса», то оставляете свои персональные данные в базе компании. Логично предположить, что после вхождения в состав крупных акционеров «Яндекса» Сбербанк сможет запускать совместные проекты, используя информацию о клиентах компании. Речь не идет о нарушении персональных данных, но банк сможет использовать таргетирование на уже изученную аудиторию.

В качестве примера аналогичной сделки можно привести приобретение «Ростелекомом» компании Tele2 при участии банка ВТБ. В марте 2013 года шведская группа Tele2 продала подразделение «Tele2 Россия» группе ВТБ, а последняя уже в октябре 2013 года продала половину своего пакета российскому оператору. В феврале 2014 года «Ростелеком» и «Tele2 Россия» подписали рамочное соглашение об интеграции мобильных активов в уставной капитал совместного предприятия. В ходе этой сделки «Ростелеком» по сути стал новым крупным федеральным игроком на олигополистическом рынке сотовой связи. Российскому интернет-оператору практически невозможно самостоятельно стать новым федеральным игроком на рынке сотовой связи в России, развиваясь органически с нуля из-за необходимости масштабных капиталовложений.

 

Технологическое партнерство

Еще один важный мотив Сбербанка — необходимость в мощном технологическом рывке. Заявления главы финансовой организации Германа Грефа свидетельствуют о желании сделать банк самым высокотехнологичным в секторе. Финансовые возможности банка позволяют ему осуществлять масштабные инвестиции в развитие информационных технологий для внедрения новых услуг и усовершенствования старых. В этом смысле покупка большой доли в капитале «Яндекса», активно развивающего сервисы на рынках финансов, электронной коммерции, производства медиаконтента и т. п., вполне соответствует задачам Сбербанка.

«Яндексу» новый альянс поможет противостоять другим технологическим монстрам — компаниям «AliExpress Россия» и «МФ Технологии», которые создали Mail.ru Group и «Мегафон» Алишера Усманова с Alibaba Group и Газпромбанком соответственно.

Последствия сделки

«Яндексу», в отличие от Сбербанка, придется активно взвешивать выгоды и издержки подобной сделки. Выгодой может служить премия к рыночной стоимости активов, которую может предложить крупнейший банк страны. Но пока заметнее издержки.

 

Во-первых, совершение сделки будет априори означать вхождение государства в капитал «Яндекса», поскольку Сбербанк является государственным банком. После этого сразу же возникает угроза резкой текучки кадров и смены кадровой политики, которая для компании является ключевой в той области, в которой она работает. Становится реальным срыв многих проектов «Яндекса».

Во-вторых, над компанией нависнет угроза санкций из-за присутствия Сбербанка в числе крупных акционеров. Для «Яндекса», акции которого торгуются в США, это будет достаточно ощутимым ударом. Отчасти именно эти опасения отыгрывались во время почти 20%-го падения акций российской интернет- компании на фоне слухов о сделке. Однако даже без учета санкций усиление веса банка в правлении компании может изменить приоритеты развития «Яндекса», что отпугнет инвесторов.

Говорить о сделке как о свершившейся преждевременно, но в случае ее реализации рынок IT-услуг в России может довольно сильно измениться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+