К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как получить $34 млрд, раздавая товар бесплатно. Опыт Red Hat

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На заре персональных компьютеров программисты разделились: одни держали код своих программ в секрете (привет, Билл Гейтс), другие считали, что исходники надо дорабатывать сообща (Линус Торвальд). Кто прав? Оказалось, что заработать можно на обоих подходах

IBM купила компанию Red Hat за $34 млрд. Многие СМИ окрестили эту сделку рекордной для софтверной компании. Мы уже обсуждали, что надеется получить «голубой гигант» от этой сделки», теперь очередь Red Hat — как ей удалось стать столь дорогой, если она не скрывает код, написанный для своих программ?

Дорого ли обошелся Red Hat?

Хотя Red Hat в основном известен как поставщик своего дистрибутива Linux, основная идея покупки — получение IBM программного обеспечения с открытым кодом Open Stack, на котором строятся облачные сервисы.

Когда-то давно ПО писалось раз и навсегда, а производительность самых дорогих серверов не дотягивала до производительности современных наручных электронных часов. Но с тех пор все изменилось: один современный сервер равен по производительности тысячам суперкомпьютеров Cray, и таких серверов в организациях сотни. А ПО теперь разрабатывается так, что в нем появляются новые возможности каждый день, а иногда и каждый час.

 

Уже нет смысла рассматривать аппаратное обеспечение как множество отдельно стоящих серверов. Информационные системы строятся таким образом, что по мере необходимости из общего пула (или облака) вычислительных ресурсов выделяются вычислительные ресурсы и отрабатывают задачу, а потом возвращаются в облако.

Покупка Red Hat — сильный ход со стороны IBM. Рынок облачных вычислений растет из года в год. Некоторые аналитики предсказывают, что крупнейший на сегодня игрок этого рынка — Amazon — к 2020 году получит выручку $42 млрд. Всего же рынок облачных услуг в 2021 году, согласно прогнозам Gartner, может составить более $300 млрд.

 

Трудно сказать, насколько это реалистичные прогнозы. Данные по долям рынка расходятся: если лидером «единогласно» является Amazon Web Services, то его доля в зависимости от источников составляет от 41,5% (по данным CSA на 30 июля 2018 года) до 62% (на начало 2017 года, по данным KeyBanc). Во втором случае Microsoft Azure занимал 20%, Google — 12%. Кроме того, по несколько процентов рынка аналитики отводят RackSpace и IBM.

Потенциал рынка показывает рост выручки Amazon за второй квартал 2018 года на 48%. Это сравнимо с темпами роста персональных компьютеров в момент их появления и немного не дотягивает до динамики рынка марихуаны с момента ее легализации.

Хотя в абсолютном выражении Red Hat и дорого обошлась IBM, но в финансовом мире принята оценка компании по мультипликатору, соотношению ее стоимости к выручке: получается, что «голубой гигант» заплатит не так много — всего 11 выручек. Для сравнения: в 2008 году производитель баз данных MySQL был куплен Sun за $1 млрд при выручке $50 млн, то есть около 20 годовых выручек. Microsoft в 2018 году заплатил $7,5 млрд за GitHub при годовой выручке $200 млн, то есть мультипликатор примерно 35.

 

За что платят клиенты компаниям Open-source

Откуда берется выручка у компаний, которые работают по модели Open-source, то есть  производят ПО с открытым исходным кодом? Его можно бесплатно скачать, скомпилировать и запустить на своем сервере — откуда берется выручка?

Разработчики Open-source получают доход за счет продажи технической поддержки. Например, компании, производящие базы данных, еще в 2008 году получали неплохую выручку, которая приводила к впечатляющим оценкам компаний при их покупке. Тот же MySQL в 2005 году продавал поддержку своей базы данных за $3000 в год за сервер: имел 6 млн пользователей, из которых только 5000 платили за поддержку.

Важно отметить, что хотя ПО доступно для скачивания и может быть установлено бесплатно, сделать так, чтобы оно заработало — совершенно нетривиальная задача. Мало ПО установить, его необходимо проинтегрировать с различными системами предприятия, запустить в эксплуатацию, а в дальнейшем обеспечивать работоспособность, в том числе конкретно на тех системах, от которых зависит существование предприятия. Например, база клиентов должна быть не только доступна каждый день, но и защищена в случае аварий.

Ошибки в ПО, аварии, сбои — это часть жизни отдела ИТ любого предприятия. Квалифицированные специалисты заказчиков могут обеспечивать значительную часть потребностей. Сообщество, поддерживающее открытый код, также оказывает поддержку. Но эта поддержка выражается в том, что запрос на устранение ошибки включается в план будущей разработки и может быть обработан, например, в ближайшие 6 месяцев. Поэтому большие и маленькие компании и платят поставщикам ПО с открытым кодом за то, чтобы иметь возможность более быстрой, часто в течение 24 часов, реакции на те или иные проблемы.

Как формируется стоимость компании

Из множества критериев оценки можно выделить следующие: текущая выручка, скорость роста клиентской базы, скорость роста рынка, стоимость конкурентов, а также производные от этих величин.

 

Например, когда в январе 2008 года была анонсирована покупка MySQL, заявленная выручка компании по итогам 2006 была $50 млн. То есть компания была куплена с мультипликатором 20 (напомним, что Sun заплатил за нее $1 млрд). Такая стоимость учитывает не только текущие финансовые показатели, но и их рост: годом ранее, в 2005-м, выручка составила $34 млн, а в 2004-м — немногим более $20 млн. Таким образом оценка учитывала быстрый рост выручки.

Как зародилась индустрия Open-source

Уже на заре индустрии программного обеспечения существовало два направления.

Флагманом первого стал Билл Гейтс, первым понявший, что на ПО можно зарабатывать. Интересно, как менялось его восприятие относительно перспектив рынка. В книге «Gates: How Microsoft's Mogul Reinvented an Industry and Made Himself the Richest Man in America» описывается, как он говорил, что «рынок ПО никогда не станет больше $10 млн», потом «...никогда не станет больше $100 млн» и т. д.

Другое направление — ПО в открытых исходных кодах. Оно во многом зародилось благодаря культуре хакеров, сопротивлявшихся правилам больших корпораций. С распространением ПК у этих людей появился универсальный инструмент творчества. В ответ на появление коммерческих приложений стали появляться крупные разработки, которые были написаны не корпорациями, а сообществами программистов-любителей, и ими же и поддерживались. Примеры таких разработок: база данных MySQL, операционная система Linux, веб-сервер Apache и множество других. По техническим показателям и по уровню поддержки эти разработки сопоставимы с коммерческими аналогами, а иногда превосходят их.

 

Что происходило дальше

У обоих подходов множились сторонники и противники. Однако интернет-бум привел к тому, что у Open-source стало больше поклонников: стартапы не могли себе позволить коммерческих продуктов и начали использовать бесплатные.

Стартапы росли, с ними росли потребности. При наличии огромных венчурных денег набирающие размеры молодые компании начали дорабатывать используемое ими ПО, делая его еще лучше. Включилась петля положительной обратной связи — чем больше росла венчурная индустрия, тем больше она нуждались в совершенствовании своего ПО, тем больше вкладывалась в это. Закон мира свободного ПО — созданные улучшения нужно возвращать в сообщество. Таким образом, в какой-то момент акцент сместился, и свободное ПО стало использоваться самыми высокотехнологическими компаниями, которое ими же и поддерживалось.

Можно быть уверенным, что мы стали свидетелями далеко не последнего приобретения компании-разработчика ПО с открытым кодом. Возможно, новые рекорды по абсолютной оценке мы увидим еще не скоро, но мультипликатор в 11 выручек, скорее всего, будет превышен, так как Open-source еще не исчерпал всех своих возможностей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+