«Яндекс» представил новый поисковый механизм

Фото Максима Блинова / РИА Новости
«Яндекс» рассказал, по какому принципу поиск будет расставлять сайты в поисковой выдаче

На конференции 19 ноября ожидалось, что «Яндекс» представит свой первый смартфон. Однако этого так и не произошло. Вместо этого «Яндекс» анонсировал новый поисковый механизм «Андромеда», подвел итоги работы предыдущего поискового механизма «Королев» (запущен в конце августа 2017 года), а также первые итоги с момента выхода фирменного голосового ассистента «Алиса». Также были представлены первые устройства российских компаний с поддержкой «Алисы»: Irbis A и Dexp Smartbox.

По данным компании, после запуска «Королева» доля запросов к фирменному поисковику с мобильных устройств увеличилась на 6%. Аудитория «Алисы» составляет 30 млн пользователей.

Как сделать самый посещаемый сайт

На самом деле «Яндекс» сознательно не дает подробную информацию о механизмах работы поиска, чтобы его труднее было взломать. Но некоторые аспекты нового механизма представители интернет-компании описали, и их уже можно оценить.

Новый поисковый алгоритм начал вводиться некоторое время назад по отдельным функциям, как объяснила Forbes представитель «Яндекса» Надежда Шмакова. В новом алгоритме ранжирования можно выделить четыре основных фактора.

Удобство сайта. Интернет-компания автоматическими методами исследует, насколько удобно работать пользователю на сайте, получает ли он нужную ему информацию.

Лояльная аудитория. Размер аудитории сайта влияет на ранжирование ресурса в поисковой выдаче. Представитель компании не прокомментировал источник информации о посещаемости сайтов, но недавно в сервисе «Яндекс.Радар» появился рейтинг сайтов, который подходит для решения этой задачи. По мнению Шмаковой, учет лояльной аудитории не означает ущемления сайтов с небольшой посещаемостью, так как главным при ранжировании все равно остается соответствие запросу.

Баланс полезного и навязанного. Этот пункт относится ко всей информации, представленной на сайте.

Попарное сравнение. Сравнение поведения пользователя на сайтах, выдаваемых в одном поисковом запросе. Теоретически выше должны становиться те, на которых пользователь удобнее и быстрее находит нужную информацию.

Также для сайтов введены три вида меток.

Галочка в синем круге, как и во многих других сервисах, показывает признак официальности сайта как для государственных, так и для коммерческих сайтов. При этом информация берется из государственных реестров, поэтому пока наблюдаются странности: Kremlin.ru и РБК отмечены галочками, а Forbes и «Ведомости» — нет (хотя оба ресурса входят в реестр СМИ).

Огонь в зеленом кружке показывает, что сайт популярен у пользователей. Причем в одном запросе ресурс может так помечаться, а в другом — нет, исходя из алгоритмов «Яндекса», которые пытаются угадать наиболее выгодный для пользователя формат представления.

Корона в зеленом кружке показывает, что сайт хорошо решает задачи в ограниченной области. В качестве примера представитель компании подсказал, что ресурс для горнолыжников даст более точный ответ про провоз лыж на самолете, чем общие (пусть и более популярные) ресурсы.

В уже существовавший инструмент «Отзывы» добавилась возможность посмотреть, какие оценки и по каким темам оставлял данный пользователь ранее (если человек разрешил видеть эту информацию).

Социальный элемент

Также компания увеличивает количество «фактовых ответов», когда на запросы с однозначным ответом дается развернутая информация. Для вопросов с неоднозначными ответами пользователи могут воспользоваться «Яндекс.Знатоки», где специалисты по тем или иным вопросам дают свои ответы. В зависимости от релевантности их ответов пользователи могут получить отличительные значки, которые позволят выделять наиболее понятно объясняющих из них. В целом это похоже на сервис конкурирующей компании «Ответы Mail.ru». При запросах на коммерческие темы пользователи могут сразу перейти в чат с компаниями из поисковой выдачи, чтобы уточнить, например, финансовые условия.

В целом заметно увеличение социальной составляющей в поисковом сервисе. Если пользователь позволяет, в его профиле можно увидеть, на какие темы он чаще всего дает удачные ответы, какие коллекции ссылок собрал (в качестве примера предлагалось посмотреть чужую подборку интерьеров).

Также «Яндекс» представил два устройства от российских производителей с встроенным голосовым ассистентом «Алиса»: Irbis A и Dexp Smartbox реагируют на голосовые команды, но не обладают столь громким звуком, не могут вывести изображение на экран, зато стоят 3290 рублей, включая полугодовую подписку на «Яндекс.Плюс».

Новости партнеров