Зельфира Трегулова — о планах Третьяковской галереи на следующий год

Фото Александра Щербака / ТАСС
За последние три года Третьяковская галерея превратилась из локального музея русского искусства в один из крупнейших международных музеев, выставляющих одновременно инсталляцию певицы Бьорк, работы Казимира Малевича и московские иконы XVI века

Зельфира Трегулова стала не просто новым директором музея, сменив на этом посту Ирину Лебедеву в 2015 году. Она сумела сделать Третьяковскую галерею международным центром искусства, причем не только русского. В 2016 году Третьяковка впервые привезла в Россию шедевры Ватиканской пинакотеки. 19 ноября 2018 года в Ватикане открылась выставка «Русский путь», где рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича представлены русские иконы и работы художников-передвижников.

«Я уверена, в том, что выставка, открывшаяся в крыле Карла Великого в соборе святого Петра, будет понятна итальянцам. Точно так же, как та выставка, что мы привозили из собраний Ватикана, вне зависимости от разночтений в истолковании Священного Писания католицизмом и православием, — сказала Трегулова. — Мы говорим о том, что волнует все человечество, что его волновало и будет волновать. Выставка будет работать бесплатно».

На выставке представлена вторая версия «Черного квадрата» 1929 года, сделанная художником к его персональной выставке в Третьяковке. Первая версия легендарной картины 1915 года не покидает стен музея, являясь, по сути, его символом. В сочетании с русскими иконами «Квадрат» показывается впервые, хотя существует множество исследований о связи Малевича с древнерусским искусством. Малевич обязан древнерусской иконе умением абстрагироваться от реальности и подниматься на уровень космического обобщения, сказала директор Музея.

Также Зельфира Трегулова рассказала Forbes о планах по расширению площадей музея: помимо строящегося здания на Кадашевской набережной, сейчас оформляются документы по передаче в безвозмездное пользование Третьяковки той части здания на Крымском валу, которая принадлежала МКСХ. «Как только закончится срок договоров МКСХ с теперешними арендаторами — это 1 апреля 2019 года, — мы начнем развивать там выставочные и концертные программы, которые будут продолжаться до 2021-22 года. Параллельно там будут проводиться исследования прочности опорных конструкций. Это совершенно необходимо для того, чтобы начать реализовывать проект реконструкции здания, который делается одним из величайших архитекторов современности Ремом Колхасом совместно с московским архитектурным бюро «Резерв», — сказала она.

Новости партнеров