К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

На смерть телекома: как индийская компания стала стала интернет-гигантом

Фото Pankaj Nangia / Bloomberg via Getty Images
Фото Pankaj Nangia / Bloomberg via Getty Images
Миллиардер из Индии создал телеком-компанию с минимальной стоимостью связи, чтобы привлечь максимум абонентов и заработать на сервисах для них. Вот что из этого получилось

Пока телеком-компании по всему миру цепляются за доходы от голосовой связи и грезят о цифровом рае, индийский мобильный оператор Jio воплощает на практике будущее всей индустрии. Что ждет операторов и не погубят ли инновации первопроходца?

Создание Jio заняло 6 лет и потребовало более $35 млрд инвестиций. За время строительства сети Jio на рынке появилось немало скептиков, считавших проект обреченным. Теперь же, приобретя более 250 млн пользователей за первые два года работы, Jio стала первой компанией в истории, пробившей отметку 200 млн пользователей так быстро. Быстрее не росли ни мессенджеры, ни социальные сети: до этого самым быстрорастущим был китайский мессенджер WeChat.

Основатель Jio, самый богатый человек Индии Мукеш Амбани, не новичок в телекоме. В начале 2000-х он руководил запуском оператора RComm, который в 2006-м уступил младшему брату при разделе активов после смерти отца. И как только закончило свое действие соглашение о неконкуренции, подписанное при разделе активов, Амбани-старший объявил о планах запуска нового оператора. Первые несколько лет прошли в экспериментах: Амбани не хотел строить очередного «голосового» оператора, но найти способ качественной передачи голоса по сетям данных у него не получалось.

 

Услышав в 2013 про новый формат VoLTE — передачу голоса через сети данных 4G — Амбани осознал, что его час пробил. В октябре того года он купил универсальную лицензию, которая позволяла ему делать все что угодно на 4G-частотах, в том числе передавать голос, что на тот момент все еще казалось лишь теорией. Но уже к 2014-му AT&T и Verizon в США начали экспериментировать с передачей голоса по 4G каналам. Стало понятно, что VoLTE по праву может стать будущим мобильной связи. Осознав преимущества VoLTE (высокое качество связи, меньшее потребление энергии и укороченное время соединения), Амбани продолжил скупать спектр и начал готовиться к строительству самой крупной в своем роде сети.

Эффект Jio

После нескольких переносов сроков сеть Jio была запущена в октябре 2016-го. Предложив пользователям полгода бесплатного обслуживания, Jio произвела фурор на рынке мобильной связи. После окончания льготного периода пользователи получали навечно бесплатные голосовые звонки и очень низкие тарифы на передачу данных. И все это на фоне самого быстрого интернета в стране.

 

Стоимость передачи данных в Индии и рост потребления трафика

Индия уже стала вторым по размеру интернет-рынком после Китая, имея с 500 млн пользователей, но проникновение вне городов, где проживает почти миллиард жителей, все еще на уровне 20%. И Jio стал игроком, позволившим многим пользователям впервые выйти в онлайн. Если в предыдущие годы рынок мобильной связи в Индии прирастал на 50 млн потребителей в год, то в первый год работы Jio он взлетел сразу на 150 млн.

Выход Jio повлек за собой незамедлительные структурные изменения индийского рынка мобильной связи. Противопоставить что-либо бесплатным тарифам при кардинально более высоком качестве услуги другим операторам было нечего. В итоге последние два года в Индии прошли под знаком консолидации и закрытия мобильных операторов. В этот период страну покинули такие крупные компании, как Telenor, Tata и Docomo. Некоторые компании, включая Aircel, который входил в 2015 в топ-5, подали на банкротство. Бессменный лидер рынка Airtel резко замедлил рост и в начале 2018 года отрапортовал о первых за последние 15 лет убытках в Индии. Два других игрока из топ-3 — Vodafone и Idea — вынуждены были объединиться на фоне больших убытков и многомиллиардных списаний. Амбани также выкупил у своего брата RComm, который из-за Jio был вынужден сократить почти весь персонал в 50 000 человек.

 

Лучшим индикатором разницы в подходах двух братьев в бизнесе является последняя оценка состояния каждого. Амбани-старший «весит» $43 млрд, тогда как состояние младшего брата оценивается всего в $1,5 млрд. Все было иначе еще 10 лет назад, когда Амбани-младший попал в топ-3 индийского рейтинга Forbes с $45 млрд, а RComm составлял основу его империи.

Ответ конкурентов

Другие операторы обвиняют Jio в нечестной конкуренции и использовании административного ресурса. То, что на Западе было бы расценено как демпинг и быстро запрещено, продолжается в Индии уже два года. Закон в Индии ограничивает конкуренцию только для двух крупнейших операторов, которые не могут снижать цены ниже рынка. Но конкуренты справедливо считают, что Jio тоже должен попадать под определение доминантного игрока. Сложно считать несущественным оператора с долей трафика в стране более 90% и общей емкостью сети данных 35%.

С Jio регулятор Индии попал в очень неудобное положение. С одной стороны, Jio однозначно ведет деструктивную для рынка войну — с ее выходом доходы индустрии, росшие все годы, снизились более чем на 20%. С другой стороны, Jio стал главным катализатором исполнения указов правительства о цифровизации страны. Нацеленный в первую очередь на бедные слои населения, оператор дал доступ в высокоскоростной интернет сотням миллионов жителей в рекордно короткие сроки. Ни одна государственная инициатива не могла бы достичь такого результата.

Осознать масштаб деятельности Jio можно хотя бы по тому факту, что ее сеть уже пропускает больше данных, чем все мобильные операторы США вместе взятые. За два года Jio стала самым крупным оператором в мире по объему трафика. Аналитики ожидают рост базы Jio до 400 млн пользователей уже к марту 2020-го. А к 2021 компания может стать лидером рынка, если сумеет привлечь более полумиллиарда пользователей.

Экосистемная стратегия компании

С самого начала Амбани позиционировал Jio как цифровую платформу. Платформенный подход — любимая тема многих современных корпораций. Идея делать самому меньше и зарабатывать больше на экосистеме прельщает не только телеком-компании, но и банки, и ретейлеров, повсеместно запускающих маркетплейсы. Но именно для операторов с их огромными базами пользователей и доступом к ценным данным, такая стратегия должна, по идее, быть наиболее эффективной. Это, однако, в теории, а на практике мы не пользуемся почтой или приложениями от оператора и вообще обычно вспоминаем о его существовании, лишь когда испытываем очередные проблемы со связью.

 

Операторы страдают от плохого качества развиваемых ими сервисов и, как следствие, низкого проникновения таких услуг даже по своей базе. Но сделав изначально ставку на дополнительные сервисы и построив вокруг этого всю свою сеть, Jio смогла прорвать этот порочный круг. Компания может стать первым мобильным оператором, приложения которого пользуются широким спросом: их использует подавляющее большинство его аудитории. Уже сейчас у Jio есть десятки приложений, которые в основном сосредоточены вокруг потребления контента: JioTV, JioCinema, JioMusic, JioChat и многие другие.

Но экосистема приложений — лишь промежуточный этап. Будущее Амбани видит в применении технологий искусственного интеллекта. Одним из направлений, развиваемых Jio, является удаленный анализ рентгеновских снимков и МРТ. Каждый такой снимок может занимать гигабайты, и если с помощью машинного обучения получится делать анализы на высоком уровне, как у врачей, то сеть Jio будет востребована еще больше. Когда на дорогах появятся самоуправляемые автомобили, качество высокоскоростной связи станет решающим моментом. И сеть Jio, готовая, по словам Амбани, даже к 6G, может стать основой успеха не одного бизнеса.

В Индии говорят, что Ambani — это акроним от слов ambition и money — амбиции и деньги. В истории с Jio много и того и другого. В какой-то степени Jio еще стартап. Вернуть занятые на строительство сети почти $40 млрд будет не просто, но первые результаты внушительны. Летом 2018 года Reliance Industries преодолела отметку $100 млрд капитализации, став второй за последние 10 лет индийской компанией после Tata, достигшей такого результата. При этом Jio даже еще не дает существенного результата, но инвесторы уже оценивают стоимость компании в $25 млрд. Интернет-экономика Индии к 2025 будет стоить более $1 трлн — в 20 раз больше, чем размер телеком-индустрии. И если Jio действительно станет цифровой платформой, то мы увидим становление крупнейшего мобильного оператора в мире.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+