К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Процветающие в пандемию: какие технологии стали популярнее в 2020 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Технологический сектор неплохо выдержал год эпидемии COVID-19 в отличие от индустрии путешествий или ресторанного бизнеса. Секрет в том, что технологии позволяют оказывать услуги или решать проблемы удаленно, что было особенно актуально из-за локдаунов и социального дистанцирования почти во всех странах мира. Forbes выбрал категории технологий, которые выиграли от эпидемии коронавируса и активно развивались в течение года

Сервисы для видеосвязи

  • В мире. В 2020 году видеозвонки стали частью повседневной жизни — с 14 по 20 марта приложения для видеоконференцсвязи в мире скачали 62 млн человек. Одной из самых ярких в 2020 году стала история американского Zoom. Из-за повсеместного перехода на удаленную работу, множество людей были вынуждены проводить рабочие встречи, переговоры и обычные совещания в интернете. В США после начала эпидемии COVID-19 удаленно работали 4,7 млн человек (3,4% населения). Кроме того, сервисы видеозвонков помогали поддерживать связь всем, кому пришлось строго соблюдать меры изоляции — пожилым людям или тем, у кого есть хронические заболевания. 

Благодаря национальным локдаунам, которые ввели практически во всех странах, популярность Zoom кратно выросла: сервисом пользовались до 300 млн человек ежедневно, сообщал Bloomberg. В апреле число ежедневных загрузок приложения выросло в 30 раз по сравнению с 2019 годом. Неплохо дела шли и у конкурента Zoom — сервиса Microsoft Teams, который вырос с 32 млн активных пользователей в день в марте 2020 года до более 115 млн в октябре.

У молодежи пользовалась популярность израильская разработка — сервис Houseparty, который позволяет устраивать онлайн-вечеринки до 8 человек. При этом пользователю приложения приходят уведомления, если человек из списка контактов устраивает видеозвонок: можно послать запрос и присоединиться. Houseparty пользовалось феноменальным спросом в Европе — в Великобритании, Канаде и Австралии оно вышло на первое место на устройствах Apple, обогнав Zoom. В 2020 году число загрузок Houseparty выросло почти в десять раз: со 130 000 в феврале до 1 млн в марте, а число новых пользователей — до 50 млн.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): стартап предпринимателя Фила Либина mmhmm привлек в трех раундах $30,5 млн от таких инвесторов как Sequoia Capital, Goldman Sachs и Allturtles. Приложение помогает управлять презентациями во время видеозвонка: его можно интегрировать в сервисы Zoom, Google Meet, YouTube.

 

Конец эпохи Zoom: как главный сервис пандемии переживает обвинения в утечке данных и изобретение вакцины от коронавируса

  • В России. В России не было полноценного конкурента зарубежным сервисам видеозвонков — такого же популярного как Zoom или Skype. Но в течение года сразу несколько крупных компаний объявили о запуске подобных приложений. В июне «Яндекс» запустил сервис для видеовстреч «Яндекс.Телемост», который позволяет организовать деловую или личную встречу онлайн, при этом время разговора «Яндекс» не ограничивает.

Компания Mail.Ru Group еще в мае анонсировала сервис групповых видеозвонков в почте — в беседе могут участвовать до 100 человек одновременно. А соцсеть «ВКонтакте», входящая в интернет-холдинг, запустила сервис видеозвонков в сентябре — без лимита по времени с ограничением до 128 человек. О создании конкурента Zoom задумались и в «Ростехе». Концерт «Автоматика», который входит в госкорпорацию, заявил о разработке облачной защищенной платформы для видеоконференцсвязи.

 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): не было.

FoodTech

  • В мире. Услуги по доставке еды, а также вся инфраструктура, связанная с ними, из-за вспышки коронавируса начали расти небывалыми темпами. Инвестиции в эту сферу за первые три квартала 2020 года составили $8,7 млрд — больше, чем за весь 2019 год ($7 млрд), по данным отчета Finistere Ventures. В Нью-Йорке резко вырос спрос на приложения по доставке еды DoorDash, Uber Eats и Grubhub — ими стали активно пользоваться работники, которые перешли на удаленку и не хотели лишний раз выходить из дома. DoorDash является крупнейшим игроком американского рынка доставки, который занимает 50% — в начале декабря сервис успешно вышел на IPO и привлек $3,37 млрд. В августе сервис Uber отчитался, что доставка еды Uber Eats впервые принесла больше выручки ($6,96 млрд), чем такси ($3,04 млрд) на фоне пандемии. 

Европу также не обошел стороной «бум» рынка FoodTech. В Великобритании выручка сегмента онлайн-доставки еды выросла на 11,5% до £4,2 млрд по сравнению с 2019 годом. Одним из популярных сервисов в Англии является индийский агрегатор по доставке продуктов из магазинов и еды из ресторанов Zomato. В сентябре 2020 года компания привлекла $195 млн от шести инвесторов, включая фонды Tiger Global и Kora, в результате чего стоимость компании выросла до $3,6 млрд.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В октябре американский стартап GoPuff, который доставляет в течение 30 минут лекарства, не требующие рецепта, детское питание и алкоголь, привлек $380 млн при оценке в $3,9 млрд. Раунд возглавили фонды D1 Capital Partners и Accel, в нем также поучаствовал SoftBank, который также вкладывался в компанию 2019 году.

 

Заработать на карантине: как втрое ускорить рост бизнеса и привлечь $5 млн инвестиций в эпоху пандемии

  • В России. Коронавирус заставил российских ретейлеров ускорить внедрение новых технологий и запустить приложения для доставки продуктов на дом. С марта по май в онлайн-торговле появилось сразу 30 новых игроков: приложения по доставке для мобильных устройств создали такие крупные сети как «ВкусВилл», «Магнит». В ноябре X5 Retail Group запустила агрегатор экспресс-доставки продуктов и готовой еды под брендом «Около». В середине марта, еще до того, как в Москве ввели локдаун, сервис Delivery Club сообщил, что спрос на доставку продуктов вырос на 22% — это было связано с тем, что москвичи решили пополнить запасы продовольствия. 

Рост коснулся и рынка доставки готовой еды. В 2020 году этот рынок в России ожидает рекордный рост на 47% до 258 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, по данным исследования РБК.

События 2020 года подстегнули и сделки на этом рынке. Так, в мае Сбербанк и Mail.ru Group купили контрольный пакет сервиса доставки продуктов за 30 минут «Самокат». Кроме того, в октябре они стали владельцами 84,7% сервиса по экспресс-доставке еды «Кухня на районе».

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В апреле $5 млн инвестиций получил сервис доставки наборов еды Elementaree. Участниками раунда стали Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), французская компания Bonduelle и еще несколько инвесторов, чьи имена не раскрываются. Сервис работает в Москве и Санкт-Петербурге, а инвестиции направит на выход в другие города — Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск.

Технологии для удаленной работы

  • В мире. Начав работать в дистанционном режиме в начале года некоторые IT-компании, например, Twitter или Facebook, разрешили сотрудникам больше не возвращаться в офис и находиться в течение дня там, где им удобно. Благодаря массовому переходу на удаленный режим работы выросла популярность сервисов и бизнес-приложений, которые делают ее проще и удобнее. 

Один из таких инструментов развивает немецкая компания TeamViewer. Ее одноименное приложение позволяет настроить удаленный доступ к компьютерам и серверам из любой точки мира через интернет. Гендиректор компании Оливер Стейн в ноябре рассказал, что компания в этом году получила огромный импульс для развития благодаря распространению удаленной работы. Во втором квартале выручка TeamViewer выросла на 45% до €105,9 млн по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. С июля по сентябрь количество пользователей компании выросло на 31% до 567 000 человек.

 

Кроме того, вырос спрос на программы для удаленного контроля за компьютерами сотрудников, например, Time Doctor, Teramind, VeriClock и другие.

В три раза выросли и продажи софта для учета рабочего времени Hubstaff с марта по май 2020 года, сообщала The New York Times. Подписка на это программное обеспечение стоит $7-20 в месяц на человека. Hubstaff раз в несколько минут делает скриншоты монитора и подсчитывает, сколько времени работник печатал или пользовался компьютерной мышкой и фиксирует сайты, на которые заходит сотрудник.

Еще одно приложение, которое многие компании используют, чтобы организовать коммуникацию между подразделений и внутри них — Discord, привлекло в июне $100 млн при оценке $3,5 млрд. В компанию вложилась группа инвесторов во главе с фондом Index Ventures. Изначально приложение было создано для геймеров, но полученные средства Discord потратит на то, чтобы привлечь пользователей из других сообществ.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В декабре стало известно об одной из самых крупных сделок на IT-рынке: американская компания Salesforce объявила, что купит корпоративный мессенджер Slack за $27,7 млрд. Slack — это не конкурент WhatsApp, а приложение для делового общения — он интегрируется с GitHub, Dropbox, Google Drive, Google Docs и еще сотней других сервисов.

 

Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp

  • В России. Во время пандемии в России также вырос спрос на программы, которые позволяют контролировать онлайн-работу сотрудников удаленно. 

Одним из бенефициаров этого явления стал российский миллиардер Давид Ян, который является основателем стартапа Yva.ai. Эта компания разработала программное обеспечение для анализа поведения и настроения сотрудников при помощи искусственного интеллекта. Число заявок на технологию Yva.ai выросло в 38 раз в апреле по сравнению с февралем, писал ранее Forbes. А количество заказчиков выросло в 10 раз в течение года: с 40 в конце 2019 года до 400 в конце 2020 года, рассказал Ян.

Также более популярным в России стало программное обеспечение для для удаленных рабочих мест, писали в марте «Ведомости» со ссылкой на данные системного интегратора «Инфосистемы джет». Стоимость одного такого рабочего места составляет около $2000, оборудовать их могут банки, страховые компании, штаб-квартиры крупных ритейлеров и промышленных компаний. Спрос на такой софт может составлять суммарно несколько тысяч заявок.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В апреле компания с российскими корнями Miro, которую создали уроженцы Перми Андрей Хусид и Олег Шардин, привлекла $50 млн от американского фонда ICONIQ Capital, который управляет деньгами основателя Facebook Марка Цукерберга, основателя Twitter Джека Дорси и других лидеров крупных IT-компаний. Miro — это это онлайн-сервис для командной работы, с помощью которого можно проводить виртуальные встречи, устраивать семинары, мозговые штурмы, обмениваться фото, видео и документами. Miro также интегрируется с популярными инструментами для совместной работы Slack, Microsoft Teams, Zoom, Trello и Google Docs.

 

Онлайн-образование

  • В мире. Популярность платформ, которые позволяют получать дополнительные навыки и осваивать новые профессии, росла еще до пандемии коронавируса, но из-за локдауна игроки рынка EdTech получили новый приток инвестиций и пользователей. К 2025 году рынок онлайн образования должен достичь $350 млрд, прогнозирует исследовательская компания Research and Markets. 

В сегменте онлайн-образования одной из самых популярных платформ является Coursera, у которой десятки миллионов пользователей по всему миру. Но с момента ее основания в 2012 году у Coursera появилось множество конкурентов — онлайн-платформы Udemy, Lynda, Skillshare, Udacity и другие. В феврале 2020 года Udemy, которая предлагает сотни тысяч как развлекательных, так и образовательных курсов, привлекла $50 млн инвестиций при оценке в $2 млрд, а уже в ноябре компания заявила что получит еще $100 млн при оценке $3,3 млрд. Сама Coursera привлекла $130 млн в июле 2020 года при оценке в $2,2 млрд. 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В мире рекордсменом по привлеченным инвестициям в сегменте онлайн-образования стала китайская платформа Yuanfudao, которая привлекла 2,2 млрд долларов в двух раундах серии G, став самым дорогим в мире проектом в сфере образовательных технологий с оценкой в $15,5 млрд.  Это почти в два раза больше, чем стоимость компании в марте 2020 года. Один из раундов возглавил китайский холдинг Tencent, а второй — фонд DST Global Юрия Мильнера.

В онлайне с головой: как изоляция образования стала угрозой и возможностью одновременно

  • В России. В России рынок образования также начал активно расти из-за локдауна: в 2019 году сегмент EdTech в России достиг 45–50 млрд рублей, а в 2020 году он вырастет на 20–25% и составит 55–60 млрд рублей, по данным отчета «Интерфакс Академии». О том, что пандемия подхлестнула рынок онлайн-образования и в частности рост онлайн-платформы для изучения английского языка и математики Skyeng, Forbes рассказывал управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. В компанию осенью вложились фонды Baring Vostok и Winter Capital.

Еще один игрок — Mail.ru Group отчитался о том, что в третьем квартале 2020 года совокупная выручка компании от образовательных онлайн-проектов Skillbox и GeekBrains выросла в 2,9 раза год к году и превысила 1,6 млрд рублей.

 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В мае 2020 года $1,5 млн привлекла образовательная платформа Smart School Pro, которая позволяет общаться родителям, воспитателям и представителям дошкольных образовательных учреждений на одной площадке. Инвестором выступила группа компаний «Русские инвестиции».

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости