К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Власти хотят посчитать аудиторию соцсетей и онлайн-кинотеатров

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Онлайн-кинотеатры, соцсети и новостные агрегаторы обяжут делиться данными о своей аудитории. Такой законопроект в ближайшее время должны внести на рассмотрение в Госдуму, выяснил Forbes

В ближайшее время в Госдуму внесут законопроект, согласно которому владельцы аудиовизуальных сервисов, соцсетей и новостных агрегаторов будут обязаны устанавливать на своих ресурсах счетчики для измерения аудитории. Данные об интернет-аудитории ресурсов будет собирать исследовательская компания Mediascope. Об этом Forbes рассказал знакомый с ходом обсуждения законопроекта источник и подтвердили сотрудник IT-компании и аналитик профильной ассоциации.

По словам источника, законопроект планируется внести в Госдуму на следующей неделе, сотрудник профильной ассоциации называет примерный срок в 23 апреля. Проект разрабатывается по инициативе Администрации президента, его курирует заместитель министра цифрового развития Бэлла Черкесова, подтвердили Forbes все три собеседника. Кто из депутатов внесет законопроект в Думу — пока неизвестно, среди возможных кандидатов трое собеседников Forbes называют Антона Горелкина. Сам Горелкин не ответил на вопросы редакции, однако после запроса в пятницу 9 апреля написал в своем Telegram-канале, что предлагает создать и внедрить счетчик для подсчета аудитории онлайн-кинотеатров.

О том, что государство хочет создать единую систему учета интернет-пользователей, впервые стало известно осенью 2019 года. Тогда аналогичный законопроект разрабатывался при участии Роскомнадзора и Медиакоммуникационного союза, писал «Коммерсант». Но документ так и не был внесен в Госдуму.

 

IT без иностранцев: как депутат Горелкин напугал «Яндекс», Mail.ru и «Мегафон»

Зачем правительству данные об интернет-аудитории

В среду, 7 апреля, законопроект обсуждали на совещании с представителями Минцифры, крупнейших телеком-операторов (МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона»), а также гендиректором Mediascope Русланом Тагиевым. Совещание проходило в Zoom, формальным организатором выступил Медиакоммуникационный союз (МКС). Как рассказал собеседник Forbes, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, на мероприятии Черкесова показала представителям бизнеса презентацию законопроекта об исследовании аудитории в сети интернет. Текст законопроекта показан не был.

 

Forbes ознакомился с презентацией, ее подлинность подтвердили источник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, и сотрудник IT-компании. Согласно тексту документа, законопроект разрабатывается «для повышения прозрачности рынка распространения медиаконтента в интернете».

По словам собеседника Forbes, знакомого с ходом обсуждения законопроекта, правительству интересно узнать, что именно смотрят россияне в интернете. Другой собеседник в IT-компании утверждает, что правительство заинтересовалось аудиторией Рунета в преддверии выборов в Государственную Думу, которые состоятся 19 сентября.

Субъектами регулирования станут владельцы новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов и «иных информационных ресурсов в сети интернет, распространяющих массовую информацию и внесенных в специальный перечень, формируемый Роскомнадзором (например, «Яндекс», «ВКонтакте», кр.ru, 1tv.ru и др.)». Владельцы официальных сайтов органов власти тоже должны будут предоставлять данные о своей аудитории.

 

Объектами исследования станут аудитория телеканалов, телепрограмм и телепередач в интернете, аудитория интернет-ресурсов, которые распространяют массовую информацию, а также аудитория сайтов органов государственной власти.

Использовать полученные в исследованиях данные «уполномоченная организация», а также органы госвласти и местного самоуправления планируют для того, чтобы узнать количество пользователей на разных интернет-ресурсах, а также получать достоверные данные об их аудитории, следить за соблюдением закона о рекламе и «для выработки мер государственной политики в области поддержки кинематографии, духовно-нравственного воспитания молодежи, развития СМИ и массовых коммуникаций».

Представитель Минцифры подтвердила Forbes факт встречи с участниками рынка и уточнила, что совещание носило рабочий характер. Она также добавила, что вопрос создания так называемой «единой системы медиаизмерений», инструментария, позволяющего адекватно, единообразно измерять аудиторию во всех средах, обсуждается не первый год. «Мы рассчитываем, что выработанные подходы будут закреплены на уровне закона, в котором будут прописаны ключевые моменты и это будет гарантией соблюдения баланса интересов всех участников рынка и государства», — рассказала представитель Минцифры.

«Будет шумно и весело»: зачем власти хотят ограничивать доступ к популярным интернет-платформам

Кто заработает на исследованиях Рунета

Название организации, уполномоченной для исследований аудитории интернета, в презентации не указано, однако по данным троих собеседников Forbes это будет Mediascope. На это указывает и тот факт, что гендиректор Mediascope отвечал на вопросы участников рынка, которые возникали в ходе презентации. Представитель Mediascope отказался от комментариев.

 

Mediascope — это исследовательская компания, которая занимается измерениями аудитории телевидения, печатной прессы, радио и интернета, а также изучает потребительские предпочтения и анализирует рекламный рынок. Компания была основана в 1994 году как Gallup Media при акционерном участии финского холдинга MDC Suomen Gallup Oy. В 2016 году владельцем 80% акций компании стала ООО «ВЦИОМ-Медиа». Еще 20% компании принадлежат рекламно-коммуникационному холдингу WPP.

Как говорят собеседник Forbes, знакомый с ходом совещания, и аналитик профильной ассоциации, власти не будут выделять деньги на эту инициативу из бюджета. Поэтому «уполномоченная организация» (Mediascope) будет вправе продавать результаты исследований, то есть зарабатывать на данных, полученных от компаний, указано в презентации. Вместе с этим «уполномоченная организация» не должна передавать третьим лицам необработанную информацию от владельцев ресурсов, использовать персональные данные пользователей интернет-ресурсов в других целях и брать деньги с владельцев ресурсов за установку софта для подсчета аудитории, следует из документа.

Собеседник Forbes в IT-компании указывает, что в законопроекте необходимо прописать ответственность измерителя в случае утечки данных и их неправомерного использования.

Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

 

Как отреагировали участники рынка

Как указано в презентации, у владельцев информационных ресурсов будет два способа предоставить данные. В первом случае компания должна установить специальный счетчик для измерений (это обязательно для аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и сайтов госорганов). Во втором случае она может самостоятельно предоставлять данные исследовательской компании.

Какой именно информацией об аудитории должны будут делиться владельцы интернет-ресурсов — пока неизвестно. Перечень информационных ресурсов, подлежащих исследованию, а также методику исследования и требования к устанавливаемому софту должен утвердить Роскомнадзор. В ведомстве не ответили на запрос Forbes.

Представители МТС, «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), Mail.ru Group, «Одноклассников» и Медиакоммуникационного союза воздержались от комментариев. Представитель «Мегафона» рассказал Forbes, что поддерживает необходимость точного и объективного измерения аудитории интернет-телевидения. Вместе с тем в компании надеются, что количество собираемых данных будет минимизировано, чтобы обеспечить защиту данных пользователей.

С этим согласен и представитель «Яндекса». «Для нас принципиально важно, чтобы любой подобный инструмент не нарушал безопасность данных наших пользователей и партнеров», — рассказал он. Законопроект должен четко определять и фиксировать минимально необходимый объем передаваемых данных, и они должны быть обезличены, считают в «Яндексе».

 

Представители Ivi.ru, «ВКонтакте», Facebook, YouTube и Google не ответили на запрос Forbes.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
30 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+