Доставка на 100 миллионов. Сколько стоит Delivery Club | Технологии | Forbes.ru
$57.37
67.87
ММВБ2072.73
BRENT57.25
RTS1138.64
GOLD1286.35

Доставка на 100 миллионов. Сколько стоит Delivery Club

читайте также
+98 просмотров за суткиОбраз нерукотворный. Как стартап Clarifai успешно конкурирует с гигантами отрасли +35 просмотров за суткиМодная Россия: инвестиции в одежду позволяют изменить ее внешний вид и процесс покупки +7 просмотров за суткиСтоп, музыка: как соцсети вводят платные подписки для пользователей +11 просмотров за сутки«Меня воспринимали как технаря»: миллиардер Мильнер рассказал о работе в комиссии Медведева +17 просмотров за суткиИнвестиции в самое сердце: российская компания вложилась в итальянский медицинский стартап +9 просмотров за суткиПерестанут ли в России готовить: сервисы доставки набирают популярность +6 просмотров за суткиОнлайн-еда: сервисы доставки набирают популярность и капитализацию +3 просмотров за суткиFacebook в Белом доме: как соцсеть помешает вмешиваться в выборы +3 просмотров за суткиНайти и купить. Приобретение HTC и другие крупные сделки Google +16 просмотров за суткиЗаглянуть за горизонт. Как наука поможет человеку выйти в межзвездное пространство Личное или корпоративное. Действительно ли происходит рост инвестиционной активности? +3 просмотров за суткиАппетит к риску: как подойти к ICO с тщательностью венчурного инвестора По следам нового iPhone: Apple — инноватор или имитатор? +5 просмотров за сутки«В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего», или Почему технологии не убьют банки? +5 просмотров за суткиКак нужно изменить транспортную отрасль, чтобы не въехать в будущее в плацкартном вагоне +5 просмотров за суткиБум ICO: что нужно знать, чтобы не ошибиться с инвестициями +4 просмотров за суткиГород-сказка: пять способов улучшить жизнь в мегаполисе с помощью технологий +2 просмотров за суткиТрудный путь к успеху. Проблемы Intel и пути их решения +2 просмотров за суткиКак подстегнуть ВВП: ставка на «умную экономику» ускорит рост +71 просмотров за суткиIT Crowd: богатейшие женщины в технологическом секторе — 2017. Рейтинг Forbes Почему Япония обожает роботов: истоки бума автоматизации

Доставка на 100 миллионов. Сколько стоит Delivery Club

Фото Benoit Doppagne / Zuma / TASS
Forbes выяснил, что стоит за покупкой холдингом Mail.ru Group российской компании по доставке еды у немецкой FoodPanda за $100 млн

Что и зачем купили?

Delivery Club в 2009 году основали предприниматели Левон Оганесян и Анна Шкирина. В июне 2014 года FoodPanda купила крупнейшего в России доставщика еды, по оценкам, за $50 млн. Среди продавцов были не только основатели компании, но и фонды AddVenture, Phenomen Ventures и Guard Capital. К тому времени Delivery Club работала в 18 городах, у нее было 2500 ресторанов-партнеров и 12 000 ежедневных заказов, ежемесячная выручка составляла, по оценкам, $400 000.

Теперь Delivery Club работает с 4500 ресторанами, а количество ежедневных заказов выросло до 20 000, следует из сообщения Mail.ru Group о приобретении ими сервиса. В первом полугодии 2016 года выручка компании составила 296 млн рублей ($4,6 млн), показатель EBITDA был близким к нулю. «Оценка кажется завышенной в полтора-два раза, если ориентироваться на рыночные мультипликаторы», — говорит Левон Оганесян. Это стратегическое приобретение абсолютного лидера рынка, добавляет он.

«Приобретение Delivery Club открывает для нас новый большой сегмент foodtech, в нем во всем мире набирают популярность мобильные сервисы», — отмeчают в Mail.ru Group. Доля заказов в Delivery Club через мобильные устройства уже составляет более 72%, мобильное приложение скачали больше 5 млн раз. В Mail.ru Group надеются, что аудитория принадлежащих холдингу социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» еще больше повысит этот показатель, ведь мобильных пользователей соцсетей уже больше, чем декстоповых.

«Для Mail.ru Group как публичной компании важно показать, что она не только самостоятельно развивает продукты, но и покупает проекты», — говорит Александр Фролов, партнер фонда Target Global, который тоже инвестирует в foodtech. «Во всем мире крупные компании понимают, что нельзя расти, не поглощая игроков на близких им рынках, где может быть использована синергия с текущими продуктами», — соглашается Виталий Полехин, один из первых инвесторов Delivery Club. Оценку компании по доставке еды в $100 млн он считает адекватной.

Почему компанию продал прежний владелец?

FoodPanda, расставшаяся с Delivery Club через два года, на 49,1% принадлежит немецкой Rocket Internet — это акселератор, который инвестирует в стартапы на стыке интернета и потребительских рынков (онлайн-сервисы для моды и ритейла, проекты в сфере интернет-торговли мебелью и товарами для дома). В foodtech у Rocket Internet три проекта: HelloFresh доставляет по подписке на дом ингредиенты и рецепты, а DeliveryHero и FoodPanda — агрегаторы предложений ресторанов по доставке готовой еды. Сначала Rocket Internet активно развивал и FoodPanda, и DeliveryHero. C момента основания FoodPanda привлекла $318 млн, а Delivery Hero $1,4 млрд. Весной 2015 года Rocket Internet объявила о консолидации проектов foodtech в Global Online Takeaway Group. FoodPanda к тому моменту работала в 39 странах, ежегодный оборот сервиса превысил €160 млн. DeliveryHero заключил соглашения с ресторанами в 24 странах и вышел на оборот в более €650 млн.

Прежний собственник Delivery Club развивал российский бизнес. В июне 2016 года компания запустила службу доставки для ресторанов, у которых нет своих курьеров. Срок доставки Delivery Club ограничил 45 минутами, но только в пределах ТТК Москвы. На старте к логистическому сервису подключились 150 ресторанов. Сейчас с курьерами Delivery Club работают более 300 ресторанов, охвачен центр Москвы и Санкт-Петербурга.

По словам Оганесяна, в последние годы компания повышала комиссию для ресторанов. Рестораторов действительно не устраивает смена правил игры. «Сначала комиссия была одна, потом, манипулируя своим положением, Delivery Club пытается давить на оператора и эти проценты повышать», — говорит Антон Красулин, генеральный директор сети «Воккер». По его словам, рестораторы все больше стремятся перевести гостя, сделавшего первый заказ через агрегатор, на собственную службу доставки. Комиссия Delivery Club составляет 10%.

Почему иностранные владельцы продали Delivery Club? FoodPanda и Rocket Internet нужно было показать своим инвесторам, что идеи на бумаге могут превращаться в деньги, считает Терентьев. Покупатель предложил хорошую цену — оценка Delivery Club в 9-10 годовых выручек соответствует мультипликаторам на более устойчивых рынках. Британскую JustEat во время IPO инвесторы оценили с мультипликатором 15 к выручке, американскую GrubHub — мультипликатором 6.

При этом Rocket Internet уходит с рынков, где есть более сильные игроки. Компания продала подразделения FoodPanda и самостоятельные компании в Испании, Италии, Бразилии и Мексике компании JustEat за €125 млн. Проект в Индонезии был закрыт. «FoodPanda уходит с рынков, где была только вторым или третьим игроком, по сути, это капитуляция с компенсацией», — говорит Павел Терентьев, партнер венчурного фонда AddVenture, инвестировавшего в Delivery Club до 2014 года.

Кто конкурент?

Летом 2016 года Delivery Club возглавил Борис Каптелов. Прежние топ-менеджеры Константин Захаров и Андрей Лукашевич открыли аналогичный собственный проект «Фудмейт» — та же агрегация заказов и их доставка. И партнерские рестораны те же, что у Delivery Club (соглашений об эксклюзивном сотрудничестве с Delivery Club никто не заключал).

«Уход команды из Delivery Club связан с неоднократным невыполнением обещаний и постоянной сменой планов», — говорит источник в «Фудмейт». Собственная логистика, например, не развивалась, хотя изначально задумывалась как один из приоритетов.

По данным СПАРК, Лукашевичу и Захарову принадлежит по 30% в «Фудмейт», а 40% владеет Mail.ru Group. С момента основания компании до появления среди совладельцев Mail.ru Group прошел всего месяц («Фудмейт» зарегистрирована 16 августа 2016 года, а Mail.ru Group внесена в список участников 22 сентября), возможно, Лукашевич и Захаров вели переговоры с интерент-холдингом, работая в Delivery Club.

Зачем Mail.ru Group вошла в этот проект? FoodPanda вела переговоры о продаже Delivery Club несколько месяцев, предложение было озвучено private equity фондам и интернет-компаниям, а также зарубежным игрокам на рынке доставки еды из ресторанов. Один из венчурных инвесторов предполагает, что инвестиции в «Фудмейт» могли помочь Mail.ru Group сбить цену на Delivery Club. «Думаю, менеджмент Mail.ru Group, более детально погрузившись в тему, осознал, что даже при мощной финансовой и инфраструктурной поддержке, построить игрока № 2 — задача нереализуемая», — говорит Оганесян.

В итоге Лукашевич и Захаров возвращаются в Delivery Club, а Каптелов уже написал о своем увольнении в Facebook. Mail.ru Group решила сконцентрироваться на развитии одного проекта — Delivery Club — и объединить команды двух компаний, говорит Дмитрий Сергеев, заместитель гендиректора Mail.ru Group. Всего из Delivery Club в последние годы ушло более двадцати человек и теперь они возвращаются в компанию.