Шлем Бога: как ученые ищут физиологические основы религиозности | Forbes.ru
$59.46
69.83
ММВБ2130.39
BRENT61.67
RTS1128.72
GOLD1285.15

Шлем Бога: как ученые ищут физиологические основы религиозности

читайте также
+20 просмотров за суткиВо благо народа: зачем нужны этнические бизнес-клубы +3 просмотров за суткиВключи голову: можно ли научить мозг быть творческим +4 просмотров за суткиИлон Маск возглавит разработчика нейроинтерфейсов Neuralink +1 просмотров за суткиНе только Маск: кто еще пытается связать мозг человека с компьютером +3 просмотров за суткиИлон Маск создал компанию для подключения мозга к компьютеру +1 просмотров за суткиЮбилей Капитализма. 500-летие протестантизма и другие важные даты года Неторопливые роботы: почему внедрение "беспилотников" может растянуться на годы +4 просмотров за суткиБрайн Дови: "Телемедицина – менее выгодный объект для инвестиций, чем лекарства" +1 просмотров за суткиВодородная уборка: российский стартап хочет приучить нефтяников чистить трубы перекисью Сила ума. Петербургские программисты учат компьютер понимать сигналы мозга +8 просмотров за суткиНовая волна: стартап Waves поможет провести IPO на блокчейне Шестая лекция цикла «Хроники пикирующей империи» Уральский ученый приспособил космические технологии для охлаждения беспилотников и серверов Давид Ян: каждый из нас превращается в информационную микровселенную Я не боюсь сказать: основательница проекта Nimb о насилии и бизнесе Юнона, дай мне силу: пять вопросов, которые аппарат «Юнона» задаст Юпитеру Не верю: почему наука и религия несовместимы Неизвестное лицо дореволюционного капитализма: какова роль старообрядцев в развитии российской буржуазии Кровь, блондинка, ФБР: судьба самого интересного стартапа Долины висит на волоске Последняя кровь: почему пала империя Элизабет Холмс Кнут Зауэр: «Физика в основе Hyperloop не космически сложная»

Шлем Бога: как ученые ищут физиологические основы религиозности

Мика Пятницкая Forbes Contributor
Николай Рерих «Матерь Мира», 1924
Пока нейрофизиологи возятся с томографами, патофизиологи пытаются проанализировать ключевые исторические фигуры на предмет их психических особенностей

Материал N+1.

Недавно израильским ученым удалось впервые получить энцефалограмму человека непосредственно во время «божественного откровения», которое пережил страдающий эпилепсией мужчина. И пусть ЭЭГ не отличается особой информативностью, даже такие сведения имеют большое значение для «нейротеологии» — исследований биологических основ религиозности. Пока что этой отрасли нейрофизиологии приходится довольствоваться отрывочными сведениями и ограниченными экспериментами, а данных, о интерпретации которых идут споры, гораздо меньше, чем самих споров. Тем не менее уже сейчас ученым удалось получить на этой ниве интересные результаты, о которых хочется кое-что рассказать.

Так уж получилось, что сейчас мы совершенно не удивляемся нейроисследованиям любой сложности и направленности (от традиционного исследования когнитивных функций до секса в магнитно-резонансном томографе). Действительно, поле изучения нейронауки огромно и разнообразно до такой степени, что не обошло вниманием уж совсем абстрактных, философских и даже табуированных для обывателя вещей. Вот как раз такое противоречивое и загадочное впечатление на первый взгляд производит термин «нейротеология».

Родом из утопии Олдоса Хаксли, нейротеология претерпела ряд метаморфоз и теперь является отдельной частью нейронауки. В ее задачи входит изучение связи между функционированием головного мозга и религиозным опытом, а точнее создание нейробиологических моделей религиозной веры путем установления корреляции процессов в нервной системе с субъективным духовным опытом.

Я расскажу об одной достаточно массивной части исследований и споров, которым дала толчок эта дисциплина. Речь пойдет об особом функциональном свойстве височной доли головного мозга. Именно эта структура на заре нейротеологии претендовала на звание «пятна Бога».

Уайлдер Пенфилд, традиционно известный нам по рисунку страшненького человека в учебниках биологи, неоднократно проводил операции на открытом мозге — во время таких операций пациент остается в сознании, чтобы давать обратную связь хирургу. Пенфилд заметил, что при стимуляции височной доли пациенты периодически давали странный отклик. Они говорили о переживаниях божественного, мистического и даже «космического» толка. Этот неожиданный для Пенфилда результат четко пересекался с тем состоянием, которое описывают больные височной эпилепсией перед припадком. Озарение, экстаз или, как писал Достоевский, «высшее бытие» — достаточно типичные слова в рассказах таких больных. Связь особых религиозных переживаний и височных долей подтвердилась целым рядом экспериментов.

Вилейанур Рамачандран в книге «Фантомы мозга» описывает эксперимент, проведенный на больных височной эпилепсией. Группе нормы и группе больных демонстрировалось три ряда слов и картинок. Первый набор стимулов был нейтрален по содержанию, а остальные были либо сексуально, либо религиозно заряжены. Измерялся у испытуемых один из самых простых показателей реакции на стимул — кожно-гальваническая реакция. У человека здорового, как вы наверняка догадались, самая сильная реакция наблюдалась на сексуальные слова. И вы, возможно, опять же догадались, что показывала реакция, снимаемая у человека с височной эпилепсией. В этом случае отклик на слова религиозного толка был значительно выше всех остальных. Результаты этого эксперимента очень красиво совпадают с симптомокомплексом характерного для больных эпилепсией синдрома Гешвинда, в который традиционно входит гиперрелигиозность и снижение сексуального интереса.

Николай Рерих «Пророк Магомет», 1925

Дальше всех в изучении этого вопроса зашел профессор Майкл Персингер из Лаурентианского университета. Согласно его гипотезе, активность в височной доле мозга вызывает возбуждение в лимбической системе, а именно в миндалевидном теле, что, в свою очередь, приводит к возникновению состояний, лежащих в основе переживаний религиозного характера. Профессор Персингер вместе с инженером Стенли Кореном сконструировали аппарат, способный воздействовать на височные доли магнитными полем. Получилась такая слабенькая версия транскраниальной магнитной стимуляции. Персингер установил, что подобное специфическое воздействие на височные доли мозга (а это, считайте, «репетиция» эпиприпадка) может вызвать у испытуемых ощущение присутствия потустороннего, религиозного озарения и даже переживание выхода из тела. Примечательно, что верующие люди отождествляли эти переживания с божественным, а неверующие — с привидениями. Устройство получило название «Шлем Бога», а исследование повлекло за собой такое количество научных войн, что вполне могло стать ветхозаветным сюжетом.

Продолжение читайте здесь.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться