К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Чип в ребро: зачем люди вживляют гаджеты под кожу

Фото REUTERS / Chip East
Фото REUTERS / Chip East
В ближайшем будущем быть киборгом станет нормально, а сейчас самое время искать способы заработать на вживляемой электронике

Нам всегда казалось, что общество боится киборгов. Имплантировать чип, чтобы лучше ориентироваться ночью или расширить возможности памяти? Такие идеи десятилетиями для большинства были безумием. В середине XX века самой большой угрозой развивающейся цивилизации оказалась атомная бомба. К концу столетия образ апокалипсиса стал прочно связан с киборгизацией. Человекомашины, с безграничными возможностями, получат власть над людьми - вот такие сценарии стали вдохновлять режиссеров блокбастеров и телесериалов. Фантасты уверяли: искусственный интеллект, очень может быть, победит человеческую расу. Правда, вскоре пришла новая волна. На экранах уже - “Робокоп”, где киборг защищает невиновных и помогает властям Детройта. В кинотеатрах уже крутят хит Спайка Джонза, фильм “Она”, где операционнная система Саманта размышляет о вечной любви и задумывается о том, что значит жить в семье.  Киборгизация станет следующей стадией эволюции человека, уверяет Рэй Курцвейл,  изобретатель и футуролог Google. Возможно, в ближайшие десятилетия мы будем ждать релиз новой модели пальцев или биочипа для борьбы с прокрастинацией - как сегодня ждем нового iPhone или нового поколения кухонных комбайнов.

Создатели стартапов уже сейчас могли бы задуматься о том, как занять место на рождающемся рынке. Недавно аналитики Ericsson ConsumerLab выяснили, что 80% владельцев смартфонов готовы расширить возможности чувственного восприятия и когнитивные способности с помощью технологий. Что бы они хотели “проапгрейдить”?  Самые популярные ответы - зрение, память и слух. Больше половины опрошенных хотели бы лучше общаться с помощью вживляемых устройств. Каждый третий рассчитывает, что имплант будет давать подключение к интернету и выдаст нужную информацию в дополнение к тому, что человек видит, слышит и чувствует сам.

Это означает, что на смену носимым устройствам (Wearables) придут вживляемые девайсы (Internables). Фитнес-трекеры, “умные часы”, очки дополненной реальности - все они, конечно, расширяют наши возможности, но все еще не позволяют, например, общаться человеческому мозгу с компьютером напрямую. Они  улучшают наши человеческие интерфейсы - руки и ноги, глаза и уши, голос и слух. Но они не отменяют несовершенств нашей сенсорной системы. В каждого из нас “вшиты” ошибки, связанные с общими для всех людей особенностями рецепторов, нейронных проводящих путей, устройством отделов мозга. Wearables приходится считаться, скажем, со зрительными иллюзиями или слуховыми обманами. Internables будет уже не “надстройкой” к человеческим интерфейсам, а их новой частью – камеру сложно обмануть.

 

Разработчики Wearables сегодня эксплуатируют желание человека быть здоровым. Но у всех девайсов есть общая проблема - скудость информации, которую можно извлечь с поверхности человеческой кожи. Следить за температурой тела,  пульсом, электрической проводимостью кожи, ускорением циркуляции крови и уровнем в ней кислорода - да, этого хватает для мониторинга показателей во время  тренировки. Но не для полного анализа здоровья. Internables сделают это возможным.  Инвазивные датчики пульса, давления и сахара, NFC-чипы кредитных карт, сенсоры инфракрасного и ультрафиолетового диапазона - все это уже может быть реализовано в ближайшие годы. И, как видно из исследования Ericsson, общество к этому готово.  Это новый уровень информации о человеке.

Интересно, что первые покупатели Internables уже есть – их называют биохакерами. В 2010 году Нил Харбиссон и Мун Рибас основали ассоциацию Cyber Foundation для популяризации расширения человеческих возможностей за счет новых технологий. У Мун под кожу вшит датчик сейсмоактивности, она чувствует землетрясения. У Нила есть сенсор в виде антенны, который позволяет ему, с детства не различающему цвета, “чувствовать” их с помощью звука.  Кстати, он добился права сфотографировать на паспорт со своей камерой над головой, поэтому его можно считать первым официально признанным киборгом. Харбиссон и Рибас также основали компанию Cyborg Nest, ее слоган “Design Your Evolution”. В июле 2016 года  Cyborg Nest представила датчик North Sense - он стоит $350 и позволяет человеку чувствовать магнитное поле Земли.

 

Нил Харбиссон

Еще один биохакер Тим Кэннон научился с помощью имплантов с магнитным веществом выявлять неисправности с батареей компьютера. Биохакер Рич Ли вживил себе в уши магниты, которые действуют как наушники. Они улавливают сигнал от магнитного провода, который вставлен в разъем для наушников в ноутбуке или телефоне. Еше они ловят GPS и сообщают нужное направление движения. Есть биохакеры и в России. Московский инженер Владислав Зайцев вшил себе под кожу чип от карты "Тройка". Он вырезал из карты чип, залил его в биосовместимый силикон. В тату-салоне ему сделали надрез скальпелем в ладони и поместили чип внутрь.

Другой пример: компания Dangerous Things с 2005 года продает наборы для тех, кто хотел бы вживить в пальцы RFID-чипы. Такие чипы стоят по $40, с ними можно открывать дверь машины и отказаться от ключей от дома. У Dangerous Things уже больше 10 000 покупателей. Вдохновившись успехом проекта, шведская компания Epicenter решила заменить на импланты с RFID-чипами пропуски сотрудников для прохода в офис. Конечно, переход на чипы был строго добровольным. Тем не менее, чипы захотели больше половины сотрудников.  В такие технологии, между прочим,  верят и крупные компании. Еще в 2014 году Motorola представила “цифровые татуировки” - наклейки с микросхемами на кожу, которые могут испускать сигналы, например, для аутентификации в домашней wi-fi-сети. Другая разработка компании - электронные таблетки, которые, находясь в желудке, излучают сигнал для разблокировки домашних мобильных устройств.

 

Пока биохакеры - скорее, одиночки. Но уже скоро вживляемая электроника будет готова к действительно массовым внедрениям. Правда, предстоит разработать законодательную базу для продажи таких устройств, механизмы лицензирования. Другой вызов - борьба с возможными киберугрозами, риск которых, с распространением Internables, будет расти. Кстати, уже были случаи, когда биохакеры применили вживленные чипы для распространения компьютерных вирусов. Вирус мог подключаться к платежным терминалам и проходить аутентификацию в системах безопасности. Существует и другой этический вопрос, связанный с персональными данными.

И все же Internables имеет все шансы вырасти в новый огромный рынок. Такие устройства принесут новый уровень информации о человеке. Вживляемые датчики  выводят на новый этап и технологии “интернета вещей”. Представьте: датчики следят за температурой тела всех членов семьи за ужином и, если всем слишком жарко, отправляют команду системе климат-контроля. Вы управляете “погодой” в квартире, просто подумав о прохладе. Или немного вспотев. Но главное -  совершенно иные возможности диагностики. С Internables фактически можно сделать практически все анализы в реальном времени без обращения к врачу, не отвлекаясь от текущей работы. Это позволит распознавать приближение болезней на самой начальной стадии.  Мы увидим интеграцию Internables  с телемедициной - сегодня врачи получают доступ к данным с носимых трекеров, в будущем - они снимут показания с вживленных датчиков. А может быть, вы дадите такой доступ на постоянной основе своему лечащему врачу.

Мун Рибас

Вживляемая электроника, видимо, будет продаваться как сервис -  и “отношения” между потребителем и производителем будут более “близкие”. Ведь такие девайсы требуют хирургической операции в начале пользования, возможно - и операции по удалению после окончания срока службы. Она, по логике, должна проводиться уже за счет производителя - так что сумма затрат на нее должна быть включена в стартовую стоимость и лечь на плечи покупателя. Прибавьте, кстати,  необходимость круглосуточной поддержки пользователей Internables и затраты производителей на страхование жизни и здоровья клиентов (возможно, это будет обязательным на законодательном уровне). Все это указывает, что Internables будет дороже Wearables, но потребители будут готовы расстаться с деньгами за более совершенные датчики.

Распространение вживляемой электроники в начале, как это всегда происходит с инновационными продуктами, будет ограничено готовностью людей к столь быстрому приближению к технологии. Вначале на Internables переключатся “инноваторы”, около 2,5% сегодняшних пользователей Wearables, затем еще около 14% этой группы - “трендсеттеры”, которые следят за модой и идут по стопам самых первых “тестировщиков”. Получается, в течение полутора-двух лет около 16%   сегодняшних любителей Wearables может перейти к  Internables - это более $650 млн (если отталкиваться от оценки рынка Wearables в $4,1 млрд к 2017 году от CCS Insight). Сейчас у компаний есть время подготовиться к выходу на новые рынки, открыть R&D-отделы, чтобы не оказаться на обочине. У нас есть возможность морально подготовиться к новому, а если хватит храбрости - и попробовать на себе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+