Доставьте это немедленно: кто заработает на ограничениях в онлайн-торговле | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Доставьте это немедленно: кто заработает на ограничениях в онлайн-торговле

читайте также
+1975 просмотров за суткиСоздатель Всемирной паутины Бернерс-Ли рассказал о главной угрозе для интернета +605 просмотров за суткиНайти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google +22 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам +8 просмотров за суткиОпасный Wi-Fi. Как защитить компьютеры и телефоны от взлома +12 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +4 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +10 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +1 просмотров за суткиДисконтные магазины. Как реновация превратила коммерческую недвижимость в неликвид +2 просмотров за суткиАнтон Федчин («Одноклассники»): «Я не верю, что мессенджеры могут съесть соцсети» +2 просмотров за суткиМаневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах Интервью Антона Носика о свободе слова в интернете: «Я совершенно не оптимист» Продавец секретов: лидер хакерской группы «Шалтай Болтай» получил два года колонии +4 просмотров за сутки$1 млн против стресса: инвесторы из «Русагро», Bright Capital и 2ГИС вложились в сервис Welltory +5 просмотров за суткиМихаил Фридман купит сеть магазинов здорового питания за £1,8 млрд +13 просмотров за суткиВ интернете кто-то не прав: 7 цитат от Павла Дурова о главных скандалах всемирной паутины +4 просмотров за суткиКак автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России +4 просмотров за суткиВ Госдуму внесли законопроект о запрете технологий обхода блокировок +14 просмотров за суткиApple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов +1 просмотров за суткиMail.Ru Group запустит собственный мессенджер +5 просмотров за суткиForbes опубликовал рейтинг самых быстрорастущих технологических компаний — 2017 В Госдуму внесли законопроект об идентификации пользователей мессенджеров

Доставьте это немедленно: кто заработает на ограничениях в онлайн-торговле

Дмитрий Филонов Forbes Contributor
фото Corbis/FOTO SA
Государство взялось за регулирование рынка онлайн-торговли. В проигрыше покупатели. Кто поможет им справиться с новыми ограничениями и заработает на этом?

Новый год начался с плохих новостей для любителей заказывать вещи и технику в зарубежных онлайн-магазинах. Для начала правительство решило почти в семь раз снизить ежемесячный лимит на беспошлинный ввоз таких посылок. В проигрыше российские покупатели, в выигрыше — таможня и отечественные онлайн-ритейлеры. Но не только они.

«Разговоры об ужесточении уже привели к тому, что больше людей узнали о выгодах зарубежного онлайн-шопинга, а у посредников прибавилось клиентов», — говорит Максим Андрюхин, глава представительства в России и СНГ компании Bay.ru. Компания была создана в 2007 году как посредник между российскими покупателями и интернет-аукционом eBay. Сейчас она работает со многими зарубежными онлайн-магазинами, ежедневно доставляя в Россию около 1000 посылок. Годовая выручка Bay.ru составляет около $75 млн, в 2012 году компания получила первую прибыль.

«Чем больше будет препон, тем больше людей будут обращаться к нам», — уверен Андрюхин. Для посредников, похоже, наступает золотое время.

Лоббисты и чиновники

 

Но если груз все же привлек внимание таможенников, заполнить все бумаги помогут таможенные представители. Такие услуги предоставляют почти все крупные службы экспресс-доставки и специальные организации: стоимость услуг колеблется от 3000 до 15 000 рублей за посылку. При этом личное присутствие все же требуется. «Получить посылку может только физлицо. Я не могу сделать это за него, только постоять рядом, подсказать, что говорить и что заполнять», — рассказывает брокер.

Альтернативная доставка

 

Избежать необходимости лично приезжать на таможню можно, воспользовавшись фирменным сервисом доставки компании-посредника. Петр Шарапов в США приехал учиться. Говорит, что после рождения ребенка осознал, как велика разница в ценах на детскую одежду и обувь, и начал слать вещи друзьям и знакомым в России. В октябре 2010 года, потратив год на подготовку программного обеспечения и проработку логистики, Петр запустил собственный посреднический сервис Shopfans. «Сделали автоматизацию, получили скидку от USPS, а дальше просто росли», — говорит Шарапов.

Октябрь 2012 года, на форуме «Открытые инновации» идет панельная дискуссия об инвестиционных возможностях российского интернета. Получив микрофон, основатель интернет-магазина KupiVIP Оскар Хартманн красноречиво описывает основные проблемы возврата инвестиций в электронной коммерции. Острейшей из них, по его мнению, являются неравные конкурентные условия отечественных торговцев с набирающими популярность зарубежными интернет-магазинами, не платящими ни налогов, ни пошлин.

KupiVIP за несколько дней до форума закрыл очередной раунд инвестиций, превысивших $140 млн. Инвесторы хотят знать, когда вложенное начнет приносить прибыль.

И Хартманн совсем не одинок в борьбе с иностранным «посылторгом»: помимо KupiVIP в обсуждениях этой проблемы с чиновниками участвовали Enter, Ozon и многие другие онлайн-магазины. Российская интернет-торговля набирает обороты (см. рейтинг 20 крупнейших магазинов), и ей совершенно не нужны далекие, мощные и опасные конкуренты.

Бум заказов одежды, электроники и прочих товаров в зарубежных магазинах давно привлекал внимание государственных чиновников: по оценке Федеральной таможенной службы, около 80% всех международных почтовых отправлений, поступающих в Россию, — товары, приобретенные в интернет-магазинах. Все это деньги, проплывающие мимо бюджета. Пока российские клиенты зарубежных магазинов могут получать посылки весом до 31 кг на сумму не более €1000 в месяц без уплаты пошлины. В декабре 2013 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию пообещал «упорядочить» интернет-торговлю, а уже в январе 2014 года правительство одобрило ограничение на беспошлинный ввоз посылок — €150.

Хартманн на странице в Facebook назвал снижение лимита «лучшим решением для российского интернета в этом году». «Спасибо за наше «светлое» будущее, обложенное налогами», — написал в ответ один из его фейсбучных друзей. Обсуждать эту тему с Forbes Хартманн отказался, назвав ее «очень резонансной».

Частные лавочки

 

«Я сейчас не могу говорить. Нужно заказы разобрать, пока дети спят», — говорит 26-летняя Наталья Климова, несколько лет назад переехавшая в Москву из Одессы. Она типичный частный посредник, помогающий российским клиентам покупать вещи за рубежом, организуя коллективные покупки в интернет-магазинах Германии, США, Англии, Финляндии. Пользователи оставляют заказы в группе в социальной сети «ВКонтакте», Наталья берет на себя общение с магазином и организацию доставки в Россию. Поскольку заказы консолидированы, перевозка обходится дешевле, чем если бы каждый покупал по отдельности.

По словам Климовой, в месяц из США обычно приходит около 10 посылок на 250–300 кг, поток из Англии зависит от сезона скидок — обычно 70–100 кг в месяц, но в сезон распродаж выходит те же 200-300 кг. Как удается провезти все это без оплаты пошлин? «Я оформляю посылки на себя, на родителей, на друзей, которые живут поблизости», — объясняет Наталья. За год работы у нее было лишь несколько случаев, когда посылка застряла: «Один раз оштрафовали за превышение лимита по весу. То ли попались две мои посылки одному таможеннику, то ли еще что, но за каждый лишний килограмм пришлось заплатить €4».

Частных посредников можно найти и за границей, как правило, среди выходцев из России. Для поддержания бизнеса Юлии Патриакка, живущей в США, достаточно блога в «Живом Журнале», где есть вся необходимая информация о расценках, способах доставки, дополнительных услугах. Например, она может уточнить ваш размер, упаковать обувь в посылку без коробки, чтобы уменьшить вес, или удалить все ценники. Товары Юлия оплачивает со своей американской карты, получив деньги от клиента любым удобным ему способом. И конечно, отправляет посылку от частного лица частному лицу, что помогает избежать уплаты пошлин.

Правда, сотрудники таможни всегда могут проверить стоимость товаров в посылке. «На таможне же тоже люди, и у них есть интернет. Они могут посмотреть рыночные цены и сравнить», — рассказывает один из таможенных брокеров. Если сумму посылки посчитают заниженной, то получателю придется доказать указанную стоимость. А при снижении беспошлинного порога до €150–200 таких случаев будет больше.

Посылка, признанная коммерческой партией, — страшный сон шопоголика: для ее получения необходимо лично ехать на таможню, оформлять груду бумаг, убеждать таможенника в том, что на самом деле это товары для личного пользования и т. д.

Этого можно избежать, если отправлять однотипный товар в нескольких посылках с небольшим промежутком по времени и на разных людей, пусть на один адрес, объясняет таможенный брокер.

Shopfans не обещает помощи в покупке товаров, предоставляя покупателю только возможность заказать товар на адрес склада в США. Там посылки упаковывают и отправляют в Россию либо стандартной почтой, либо EMS (экспресс-доставка «Почты России»), либо собственной службой доставки Shopfans Express. Доставка посылки весом около 2 кг через Shopfans Express обойдется примерно в $75, а самый дешевый способ доставки через этого посредника — $45. Для тяжелых посылок разница не столь существенна: 15 кг службой Shopfans — $190, самой дешевой доставкой — $162.

«Наш канал доставки дороже, но быстрее и надежнее. Если отправлять «Почтой России», требовать что-то с нее проблематично. Если же мы говорим, что привезем за 7–8 дней, то привозим», — поясняет Петр. — А если не привозим, то платим компенсацию за срыв сроков». За счет чего соблюдаются сроки? «Самолетов своих у нас нет», — разводит руками Шарапов. Он везет все посылки в аэропорт Нью-Йорка, где есть несколько перевозчиков, с которыми он постоянно работает,  — «Трансаэро», AirBerlin. В Москве груз встречает таможенный брокер. В случае заказа доставки от Shopfans услуги по растаможке уже включены в стоимость. Услугу выбирают пока всего 20% клиентов, но Шарапов надеется, что новые правила стимулируют покупателей использовать его доставку.

Shopfans сотрудничает с таможенными брокерами компаний «Каргокаст» и «Юнитрейд». Кого из них подключать к делу, зависит от того, в какой московский аэропорт прилетает груз.

«На разных постах разные требования. Мы в основном летаем в Домодедово и во Внуково. Одному нужно то, другому это», — утверждает Шарапов.

Например, во Внуково могут потребовать подписанную копию бумажного договора с клиентом, а в Домодедово достаточно документов, подготовленных на основании заполненного на сайте договора-оферты. Грузы во Внуково могут оформляться по реестру, а в Домодедово — по пассажирским таможенным декларациям. А это значит, что список документов, которые необходимо собрать, различается.

По словам Шарапова, брокеры на таможенных постах, работающие с Shopfans, могут отказать в доставке той или иной посылки, например, из-за подозрений, что стоимость указана неверно. Брокеру проще отказать одной посылке, чем попасть на административное взыскание: у него солидарная ответственность с декларантом, и если таможня в ходе проверки даже задним числом находит нарушения, с таможенного брокера списывают платеж. «Поэтому он сильно заинтересован, чтобы не подставиться», — рассказывает Шарапов.

По данным ФТС, за 11 месяцев 2013 года было проведено более 5600 проверок: возбудили 2369 административных дел и 113 уголовных, доначислили таможенных платежей и наложили штрафов на 5,6 млрд рублей. При этом в Shopfans не видят никаких проблем в том, чтобы платить таможенную пошлину за клиента — эта сумма потом просто будет включаться в счет.

Сервис полного цикла

 

Братья Антон и Евгений Германы основали компанию Bay.ru (другое название — Dostami.ru) семь лет назад после переезда в Америку. Бизнес братья начали после того, как российский приятель попросил их привезти из США запчасть для автомобиля: оказалось, что дешевле всего купить ее на интернет-аукционе eBay и доставить в Россию.

Изначально созданный Германами сайт представлял собой русскую витрину самого крупного в мире интернет-аукциона eBay, позже добавили Amazon и других торговцев. Их официальными представителями они не были, только технологическими партнерами. Как работает эта «витрина»? Клиент заказывает товар на русском сайте, не общаясь с зарубежными продавцами, и платит посреднику привычными для себя способами — банковской карточкой, «Яндекс.Деньгами», через терминал «Евросети» или QIWI. При необходимости он  может обратиться за дополнительной информацией в службу поддержки — у компании свой колл-центр в Чикаго.

Заказывая товары в любом американском интернет-магазине, покупатель из России может указывать чикагский адрес компании (Bay.ru в данном случае выступает в роли так называемого мейлфорвардера). Все покупки придут на собственный склад, где их объединят в одну посылку и отправят в Россию. Думать об уплате пошлин заказчику не придется, их просто включат в конечную цену.

По оценке Bay.ru, граждане России увеличили покупки в интернет-магазинах США за последние два года втрое — с $300–400 млн до $1,1–1,2 млрд. По их словам, компания уже увеличили складские мощности в Чикаго в 2,5 раза и вложила $700 000 в развитие собственной службы доставки Dostami Express, услуги которой, по ее заявлению, обходятся клиенту дешевле, чем в EMS «Почты России».

Не так давно Bay.ru начала работать с магазинами за пределами США — в Китае и Европе. Серьезных последствий от снижения лимита на беспошлинную торговлю в компании не ждут. К тому же 24% заказов, по словам Максима Андрюхина из Bay.ru, по-прежнему приходится на автозапчасти, часто редкие, так что на небольшое повышение цен клиенты, скорее всего, отреагируют адекватно.

Китайская мудрость

 

Новые ограничения вряд ли полностью перекроют поток посылок из-за рубежа, но темпы роста покупок за рубежом могут замедлиться. Тогда посредникам, возможно, придется идти на уступки — уменьшать свою комиссию или искать способы снизить стоимость доставки.

Один из посредников, просивший не называть его имени, рассказал, что прорабатывает возможность сотрудничества с грузовой компанией, которая будет доставлять посылки из США в Россию на собственном грузовом самолете. По его словам, сроки доставки это увеличит с 5–7 дней до двух недель, зато позволит возить грузы стоимостью до €10 000 без уплаты пошлины. Схема работает так: посредник передает грузовой компании права на свои посылки в США, та доставляет их в Россию на свое юридическое лицо, «очищает» на таможне, а потом уже возвращает права на товары посреднику. «В грузовой компании ручаются, что здесь все юридически чисто», — утверждает собеседник Forbes.

«Лучше с этим не связываться. Как люди там растаможивают, я не знаю. Видимо, какой-то есть пост, у него аффилированный брокер», — комментирует подобную схему Шарапов из Shopfans. Но таможенный брокер, с которым поговорил Forbes, утверждает, что эта схема выглядит «серой», но законной. Просто всю возню с бумажками берет на себя грузовая компания. Хотя без знания всех деталей полностью быть уверенным в законности такой схемы нельзя, добавляет он.

Европейские и американские магазины пока не спешат менять свои правила в связи с готовящимися в России ужесточениями.

Например, если вы заказали несколько вещей на сумму €800, их упакуют и отправят одной посылкой, говорит Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. А вот китайские торговцы реагируют гораздо быстрее: если вы закажете рубашку и галстук в популярном китайском магазине Aliexpress, то в одном пакете придет рубашка, а в другом — галстук, говорит Иванов.

Для Aliexpress Россия в 2013 году стала основным зарубежным рынком сбыта, обогнав США и Бразилию. Не все онлайн-торговцы реагируют на изменения российских правил так быстро — без работы посредники не останутся.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться