Forbes
$65.32
72.86
ММВБ1971.59
BRENT46.98
RTS950.25
GOLD1310.51
Стивен Бертони Стивен Бертони
корреспондент Forbes USA 
Поделиться
0
0

Плата за риск: завоюет ли PayPal рынок мобильных платежей

Плата за риск: завоюет ли PayPal рынок мобильных платежей
фото Еric Мilette для Forbes
Битва за рынок мобильных платежей в самом разгаре — в нее ввязались Apple, Amazon, Google, Visa и MasterCard. Каковы шансы платежной системы PayPal обойти конкурентов?

Дэвид Маркус, словно горнолыжник, маневрирует на своем черном Porsche Panamera Turbo по забитым дорогам Сан-Хосе среди вездесущих «приусов». Сорокалетний президент PayPal руководит компанией около двух лет, и все это время ему приходится куда-то спешить. Он провел технологический аудит платежной системы и представил ряд новых продуктов, так чтобы 143-миллионная аудитория сервиса смогла совершать транзакции прямо со смартфонов. Но интернет-аукцион eBay, владелец PayPal, попал под каток критики известного инвестора-хищника Карла Айкана, скупившего 2% акций компании. Если ничего не изменится, недалек тот день, когда бизнес PayPal будет стоить больше, чем бизнес всего eBay.

Президент PayPal Дэвид Маркус на обложке американского ForbesМаркус приглашает корреспондента Forbes в Birk’s, популярный в Кремниевой долине мясной ресторан, где можно расплачиваться с помощью PayPal. Он запускает на смартфоне приложение, которое автоматически определяет его местоположение, предлагает ему сканировать штрихкод заказываемых блюд и немедленно расплатиться, списав деньги со счета в системе PayPal. Задача сервиса — перенести скорость и удобство интернет-покупок в офлайн. «Мне нравится думать, будто мы делаем свою «Матрицу», — улыбается Маркус, легкий акцент которого выдает французские и швейцарские корни.

Вдруг в матрице PayPal происходит сбой: ресторан, оказывается, не поддерживает последнюю версию приложения, так что сканировать информацию и провести оплату не удается.

Маркус должен вручную вбить в смартфон семь цифр кода с нашего чека. Но когда чек приносят, никакого кода в нем мы не находим. «Вызов для нас не только в том, чтобы внедрить технологию, но и в том, чтобы разъяснить преимущества нашей модели бизнесу, продавцам товаров и услуг», — признает президент PayPal с плохо скрываемым раздражением. Через 10 минут официант возвращается с «правильным» чеком в руках. Маркус расплачивается с помощью своего айфона, дает чаевые и вздыхает: «Когда все работает как надо, вам не приходится ждать».

Битва за кошелек

Ожидание и уж тем более сбои — непозволительная роскошь для PayPal и его президента. Деньги стремительно «утекают» в мобильные технологии, и битва за контроль над этими средствами в разгаре. С миллиарда смартфонов каждый день совершаются миллионы онлайн-покупок, оплачиваются миллионы товаров. По оценке аналитической компании Gartner, объем рынка мобильных платежей к 2017 году достигнет $720 млрд — в 2013-м этот показатель составил $235 млрд. И потенциал роста остается огромным: в прошлом году объем мировой розницы увеличился до $15 трлн. 

Кто бы ни встал во главе процесса формирования новой цифровой экосистемы, у него есть все шансы заработать миллиарды долларов на комиссиях за транзакции и собрать огромный массив данных пользователей для продажи «таргетированной» рекламы, которую так любят маркетологи. Оператором вашего мобильного кошелька мечтают стать сплошь бизнес-гиганты — Apple, Amazon, Google, Visa и MasterCard. Не стоит сбрасывать со счетов и игроков масштабом поменьше, вроде любимца венчурных инвесторов, нового стартапа сооснователя Twitter Джека Дорси — сервиса Square.

PayPal в самой гуще разворачивающейся битвы. Дитя «бума доткомов» конца 1990-х, сервис пережил большую часть сверстников и превратился в один из самых бурноразвивающихся проектов в сфере интернет-платежей и главную надежду eBay.

В 2013 году через PayPal были совершены транзакции на $180 млрд в 26 национальных валютах в 193 государствах по всему миру.

Выручка компании выросла на 20%, до $6,6 млрд. Она обеспечила eBay 41% совокупной выручки и принесла владельцу 36% его чистой прибыли. Фактически eBay больше нельзя называть онлайн-аукционом: главный бизнес компании теперь связан с PayPal, купленным в 2002 году за баснословные по тем временам $1,5 млрд. Сервис обеспечивает не менее половины рыночной стоимости eBay в $70 млрд, а по некоторым оценкам, даже больше.

«Если они отделятся и станут публичной компанией, их капитализация резко вырастет — инвесторы предложат премию за быстрый рост бизнеса», — говорит Айкан, который добивается от eBay продажи или реорганизации PayPal в независимое юридическое лицо. Еще один миллиардер, владелец производителя электрокаров Tesla и оператора космических запусков SpaceX  Илон Маск, заработавший на продаже доли в PayPal начальный капитал, еще более категоричен. «Нет никакого смысла в том, чтобы глобальная платежная система оставалась подразделением интернет-аукциона. Это все равно, что ритейлер Target владел бы Visa». PayPal, по мнению Маска, «будет разорван на куски Amazon Payments, Apple или дерзкими стартапами, если останется частью eBay». Высказывания столь влиятельных фигур повышают градус дискуссии вокруг сервиса. Это означает, что бенефициар золотой лихорадки на рынке мобильных платежей может стать главным претендентом и на поглощение PayPal.

«Мафия PayPal» 

eBay всегда считался одной из самых инновационных технологических компаний в мире, но в истории с PayPal онлайн-аукцион выглядит архаичным неповоротливым гигантом. У этого есть историческая подоплека: платежный сервис обоснованно претендует на статус детища главных визионеров Кремниевой долины. Среди основателей PayPal помимо Маска — Питер Тиль, первый инвестор Facebook и основатель разработчика «антитеррористического» софта Palantir, и Макс Левчин, инвестор рекомендательного сервиса Yelp и основатель социального фотосервиса Slide. 

Запуская PayPal 15 лет назад, трио предпринимателей вдохновлялось примерно теми же принципами, что нынешние идеологи криптовалюты биткоин, — создать электронное платежное средство, независимое от правительств и финансовых регуляторов. К Маску, Тилю и Левчину присоединились Рид Хоффман (сооснователь LinkedIn), Джереми Стоппелман (сооснователь и гендиректор Yelp), а также Чед Херли и Стив Чен (сооснователи YouTube). Сегодня трудно найти перспективный стартап, к которому бы не приложила руку «мафия PayPal».

Первый успех сервиса на рубеже нулевых был связан с появлением технологий денежных транзакций между «цифровыми ассистентами» Palm Pilot и по электронной почте. Как и операторы кредитных карт, PayPal на первых порах брал комиссию около 3% с каждой сделки. Однако основатели проекта вскоре придумали, как можно заработать в низкорентабельном сегменте процессинга: достаточно было убедить пользователей «привязать» платежи в системе напрямую к их текущим банковским счетам. Это позволило PayPal уйти от необходимости взимать трехпроцентную комиссию для расчетов с банками-эмитентами карт, то есть убрать лишнюю прослойку и удешевить услугу для конечного потребителя. Привязка к банковскому счету без посредников по сей день остается конкурентным преимуществом сервиса в сравнении с Amazon, Google и Square.

Скорость, удобство и безопасность сделали PayPal популярной платформой у пользователей eBay. К концу 2000 года сервис имел аудиторию более 3 млн человек. Он развивался настолько стремительно, что не побоялся одним из первых провести IPO после террористических атак 11 сентября 2001 года. В первый же день торгов акции PayPal подскочили в цене более чем на 50%. А менее чем через год eBay решил поглотить компанию за $1,5 млрд. Команда PayPal дождалась, когда истек срок ограничения на продажу акций, и в подавляющем большинстве покинула сервис. «Отцы-основатели» eBay позднее тоже оставили оперативное управление бизнесом.

Скрытое сокровище eBay

«В eBay все работает принципиально иначе, — говорит гендиректор компании Caplinked и автор книги The PayPal Wars Эрик Джексон, занимавший в PayPal должность вице-президента по маркетингу в период слияния с eBay. — Бесконечные встречи, презентации в PowerPoint, комитеты — все это тормозило процесс принятия решений».

В отделе разработки за дополнительные ресурсы постоянно воевали девять групп специалистов. Избыточная конкуренция закономерно приводила к появлению дублирующих или вовсе ненужных продуктов (вроде окон входа в систему, форм регистрации и страниц оформления заказа). Программисты по всему миру писали для eBay куски кода, не имея представления о целостной структуре проекта, над которым работают. «Они заново изобретали колесо, — говорит директор PayPal по развитию продуктов Хилл Фергюсон. — Каждый раз, чтобы поменять что-то, вам приходилось повторять одно и то же действие по 30 раз». В итоге запуск нового сервера занимал по два месяца вместо нескольких суток, а на согласование правок в тексте на домашней странице уходило по 70 дней. «Тогда от нас ушли многие отличные специалисты, — говорит Маркус. — Если у вас был выбор между Google и PayPal, в тот момент вы определенно предпочли бы Google».

Сайт компании устаревал — одно и то же фото целующейся парочки на главной странице годами встречало посетителей и исчезло лишь несколько лет назад, неуклонно снижалось качество сервиса, так что в сети появилось много сайтов, посвященных исключительно критике PayPal. Гендиректор eBay Джон Донахью оценивает менеджерские провалы бывших руководителей подчеркнуто дипломатично: «Наши потребительские и клиентские продукты нуждались в обновлении».

Донахью и бывшему президенту PayPal Скотту Томпсону пришлось догонять уходящий поезд инноваций во главе со стартапами типа Square. «Что бы вы выбрали — масштабирование глобальной платежной системы или материализацию ее миниатюрной версии в виде девайса, интегрированного с вашим айфоном для совершения мелких покупок в офлайне? — говорит Томпсон. — Сложная дилемма. Но единственный способ разрешить ее — это посмотреть на финансовые результаты 10 лет назад и теперь». За время работы Томпсона на посту президента выручка PayPal выросла более чем вдвое — с $1,9 млрд до $4,4 млрд.

Карл Айкан этот прогресс считает недостаточным: «Хвалить менеджмент eBay не за что. Они росли вместе с рынком, в этом нет их заслуги. У того же Amazon дела шли не в пример лучше. PayPal — это сокровище, которое eBay прячет от инвесторов». Логика в словах миллиардера есть: с марта 2008 года, когда eBay возглавил Донахью, акции онлайн-аукциона выросли в цене на 80%, Amazon — на 400%, Visa и MasterCard — на 245%.

Крестовый поход Айкана против eBay лишь усложняет положение PayPal в противостоянии с технологическими корпорациями. Google уже представила «мобильный кошелек» для миллиарда пользователей Android-устройств и заключила соглашение с MasterCard, получив доступ к миллионам ритейлеров. Apple экспериментирует с новыми платежными форматами в своей розничной сети: компания потенциально способна перевести в офлайн 600 млн покупателей контента в iTunes. Подпись на кредитке при этом может заменить отпечаток пальца владельца смартфона — дактилоскопическая технология успешно зарекомендовала себя в iPhone 5S. Amazon разрабатывает платежную систему для планшета Kindle, чтобы 230 млн пользователей онлайн-ритейлера смогли переводить деньги друг другу и оплачивать товары в магазине.

Но больше всего огорчать PayPal должен интенсивный рост Square. Стартап, не имея в арсенале ни одного козыря, которыми обладают гиганты индустрии, с нуля построил платформу, претендующую на новый стандарт мобильных платежей. «Я был в шоке, когда узнал, что у PayPal нет в планах ничего подобного», — говорит Маркус, сменивший на посту Томпсона 21 месяц назад. По мнению бывшего операционного директора сервиса Дэвида Сакса, «если дать PayPal возможность полностью реализовать свой потенциал, он может стать крупнейшей финансовой компанией в мире». Но сперва этот потенциал надо раскрыть.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

31 августа, среда
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.