«Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу» | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

«Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу»

читайте также
+18 просмотров за сутки Секрет подарка. Что покупают себе россияне на подарочные карты +9 просмотров за суткиАвстралийский десант. Иностранный финансист сделал ставку на российский малый бизнес +47 просмотров за суткиШлите чаще. Лимит на беспошлинные посылки из-за рубежа могут снизить до €50 +5 просмотров за суткиКарты, деньги, экономия. Как устроены кешбэк-сервисы в России +17 просмотров за суткиВиртуальная эволюция: как модный рынок и торговля нижним бельем переезжают в онлайн +3 просмотров за суткиНе так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс» +6 просмотров за суткиМиф или реальность: существует ли гендерное неравенство в российских IT-компаниях? +11 просмотров за суткиРусская Керри Брэдшоу и школа хорошего вкуса +13 просмотров за суткиAlibaba и $1,3 млрд: состояние Джека Ма резко выросло за день +8 просмотров за суткиОтпуск без задержания: как слетать на шопинг за границу и не угодить в тюрьму +31 просмотров за суткиГреф идет в e-commerce: Сбербанк инвестирует 30 млрд рублей в «Яндекс.Маркет» +6 просмотров за суткиДва в одном: как интеграция онлайн и офлайн-каналов меняет облик ретейла +5 просмотров за суткиЗачем «Яндекс» открыл доступ к своей системе машинного обучения +3 просмотров за суткиМашина на двоих: чего ждать от слияния «Яндекс.Такси» и Uber «Яндекс» станет совладельцем глобального бизнеса Uber +21 просмотров за суткиТовары в зарубежных интернет-магазинах могут подорожать для россиян +12 просмотров за суткиСостояние Воложа подскочило на $230 млн из-за сделки Uber и «Яндекс.Такси» +1 просмотров за сутки«Яндекс.Такси» и Uber объединят бизнес по онлайн-заказу поездок в России Необоснованная выгода: как компании злоупотребляют налогами +5 просмотров за сутки$730 млн на модных советах: как технологии развивают рынок шопинг-консультантов +1 просмотров за сутки«Яндекс» создаст собственную «умную» колонку с голосовым помощником

«Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу»

Дмитрий Филонов Forbes Contributor
Крупные ритейлеры обвиняют «Яндекс» в торговле «серым» товаром. Компания в ответ заявляет, что она лишь рекламная площадка. Так чем же является «Яндекс.Маркет» для российского интернет-рынка?

Борьба крупных магазинов против «серого» импорта идет уже несколько лет. Первой жертвой этого крестового похода стали любители зарубежного шопинга, которым планируют ужесточить правила беспошлинного ввоза товаров. Сейчас в поле зрения лобби попал «Яндекс».

Президент «М.Видео» Александр Тынкован, выразив позицию сразу нескольких крупных торговцев, заявил, что «Яндекс.Маркет» превратился в мегарегулятора рынка электронной торговли и «биржу серого товара». И он должен нести ответственность, поскольку через эту площадку можно приобрести «серый» товар.

В «Яндексе» выразили желание проанализировать обвинения в продаже контрафакта на предмет судебной защиты деловой репутации. В компании считают свой «Маркет» базой данных рекламных предложений интернет-магазинов. Cейчас на «Яндекс.Маркете» доступны 61,6 млн товаров от почти 15 000 магазинов, а его сайт хотя бы раз в месяц посещают 20 млн человек —треть от всех российских интернет-пользователей.

Иностранные агенты

«Зарегистрировался, добавил товары в корзину, оплатил и жди посылку» — это краткая инструкция по пользованию маркетплейса AliExpress. Этот сервис является частью китайского интернет-ритейлера Alibaba, который в 1999 году бывший учитель Джек Ма основал буквально в своем гараже. Изначально Джек Ма хотел сделать сервис, который бы помогал малому и среднему бизнесу развиваться, но теперь это один из мировых лидеров. Продажи Alibaba в 2012 году составили $170 млрд, а в 2014 году этот показатель, как ожидается, вырастет до $420 млрд. Представители интернет-ритейлера утверждают, что у него более 300 млн покупателей по всему миру, а в июне-июле компания планирует провести IPO на бирже.

Директор по развитию российского направления AliExpress Денис Маккавеев в интервью ресурсу Habrahabr заявлял, что Россия стала для AliExpress главным рынком сбыта еще в первом квартале 2013 года. При этом Маккавеев говорит, что активных действий по продвижению сервиса в России не было — рост был естественным.

Активные действия по завоеванию российского рынка использовал другой зарубежный маркетплейс — интернет-аукцион eBay. Еще в 2012 году он открыл российское представительство, провел рекламные кампании и чуть позже запустил в России собственную электронную платежную систему PayPal. И если в конце 2012 года российские пользователи аукциона делали по 30 000 заказов в сутки, то в конце 2013 года уже 90 000 заказов. А в середине марта представители eBay заявили о намерении использовать склад в Латвии, чтобы сократить время доставки товаров до 5-6 дней.

«В России только около 20% людей покупают в интернете, — рассказывает руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей. — Большое количество пользователей боятся покупать в интернете, думают, что им товар не привезут. Или привезут, но не тот». Причем в России рынок электронной коммерции очень сильно фрагментирован — здесь нет своего Amazon, eBay или Rakuten, которые занимают долю в десятки процентов.

Стать крупным игроком на привлекательном российском рынке электронной коммерции и пытается «Яндекс», если судить по его шагам в развитии «Маркета».

Посмотрели и купили

Сентябрьским днем 2012 года «Яндекс» устроил показ мод в центре современного дизайна и инноваций MOD. Мир моды и крупнейшая российская интернет-компания, у которых, как кажется на первый взгляд, мало общего, нашли точку соприкосновения в торговле. Дефиле было частью презентации проекта «Яндекс.Гардероб» — раздела «Маркета», где можно было выбирать одежду.

«Яндекс» долгое время агрегировал каталоги товаров различных интернет-магазинов и давал пользователям возможность сравнивать ассортимент, читать отзывы. Но сейчас «Яндекс» старается быть все ближе к пользователям — пытается сделать маркетплейс с большим количеством продавцов, возможностью сразу положить товар в корзину и заказать доставку. И все это не покидая сайт «Яндекс.Маркета».

Следующий шаг на этом пути «Яндекс.Маркет» сделал в ноябре 2013 года, когда включил на своем сайте возможность оформить заказ прямо на сервисе, сложив в корзину товары из разных интернет-магазинов. «Малым и средним магазинам нужны заказы, и наша задача помочь им с этим», — объясняет Авдей. При этом в «Яндексе» уверяют, что не хотят подменять магазины, а действуют как торговая площадка.

Хотя стать местом покупки российская интернет-компания не против, об этом говорили ее представители в ходе анонса «единой корзины». Естественно, забирать себе «Яндекс» будет не весь платеж, а лишь комиссию в размере от 1% до 50%. Ее размер сможет установить интернет-магазин. При этом от старой системы оплаты за клик компания пока отказываться не собирается.

На следующем шаге «Яндекс» задумался о доставке товаров. Если в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга электронная торговля уже развита и проблем с доставкой нет, то в регионах ситуация несколько иная. «В Москве только 15 миллионов человек живет, а там еще больше 100 миллионов», — говорит один из основателей агрегатора служб доставки MultiShip Бадма Будаев. В январе 2014 года «Яндекс» выкупил программное обеспечение MultiShip и пообещал вложить в развитие компании несколько миллионов долларов.

Блокнот на остров

«Представьте, что вы живете на Сахалине и хотите купить себе блокнот Moleskine. Наверное, привезти вам его сможет какой-нибудь крупный магазин вроде «Озона». Но в мелких интернет-магазинах такой блокнот может быть дешевле», — объясняет Будаев. Его сервис MultiShip как раз должен объединить интернет-магазины со службами доставки. В итоге клиенты мелких магазинов смогут выбирать из нескольких курьерских служб.

В «Яндексе» объясняют покупку MultiShip тем, что для «Маркета» нужен был агрегатор служб доставки, но делать самостоятельно такой сервис было нецелесообразно. «Мы бы тогда что-нибудь другое для «Яндекса» не сделали», — говорит Авдей. Поиск такого агрегатора «Яндекс» начал еще в марте прошлого года, а в июне вышли на MultiShip. После сравнения нескольких агрегаторов приняли решение в пользу этого сервиса. 

Как рассказывает Будаев, для интернет-магазинов использование MultiShip бесплатно. Сервис зарабатывает за счет платных сервисов вроде SMS-оповещения клиента и скидок от компаний-перевозчиков. «Отдельно интернет-магазины не смогут получить такие скидки, у них объемы не те», — говорит Будаев.

Один из драйверов роста российской электронной коммерции — это регионы. «И тут мы можем предложить магазинам MultiShip, который поможет достаточно просто наладить доставку в регионы», — объясняет Авдей. Но у компании есть еще одна мечта — сделать своеобразный абонемент: платишь фиксированную сумму, и у тебя бесплатная доставка целый год. 

«Яндексу» для своего маркетплейса не хватает возможности оплачивать товары на сайте «Маркета». В октябре 2013 года представители компании заявляли, что в перспективе это будет сделано — вероятно, в партнерстве с «Яндекс.Деньгами». И тогда инструкция AliExpress — положил в корзину, оплатил и жди курьера — будет актуальна и для «Яндекса». И зачем знать название магазина, если все знают «Яндекс»: он позаботится, чтобы товар привезли.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться