Forbes
$65.94
73.26
DJIA17873.22
NASD4933.50
RTS917.52
ММВБ1927.58
Джордж Андерс Джордж Андерс
внештатный автор Forbes USA 
Поделиться
0
0

Облачное будущее: как новый глава Microsoft хочет спасти компанию

Облачное будущее: как новый глава Microsoft хочет спасти компанию
фото Getty Images
Как 46-летний Сатья Наделла делает то, на что не решался прежний CEO: итоги первых 100 дней работы уроженца Индии на посту гендиректора Microsoft

20-летний индиец Сатья Наделла, в конце 1980-х годов приехавший учиться в Висконсин, сразу столкнулся с проблемой. Он хотел как можно скорее получить степень магистра компьютерных наук и с головой окунуться в мир технологий. Но знаний, полученных дома в Мангалоре, явно не хватало. Университетские преподаватели считали, что у Наделлы все шансы остаться учиться лишний год.

Не тут-то было. За несколько месяцев Наделла догнал университетскую программу, а потом за положенные два года дописал диссертацию по компьютерным алгоритмам. Параллельно он начал подрабатывать программистом. Один из преподавателей вспоминает, как однажды зашел в компьютерную аудиторию и увидел в углу спальный мешок.

Наделла учился до трех часов ночи, ненадолго прерывался на сон, просыпался и снова продолжал работать.

С тех пор Наделла не перестает удивлять свое руководство. Он пришел в Microsoft в 1992 году, а к 2011 году дорос до вице-президента компании (всего их пять). Когда в августе прошлого года Microsoft начала поиски нового гендиректора на место Стива Балмера, совет директоров предложил Наделлу как человека, способного в перспективе стать настоящим лидером компании. Руководство присмотрелось к Наделле, и этот худощавый 46-летний мужчина в странных очках понравился. 4 февраля Microsoft объявила, что именно он и станет новым главой корпорации.

Сатье Наделле досталась непростая задача. На первый взгляд по большинству финансовых показателей у Microsoft все хорошо. В 2013 году ее чистая прибыль составила $21,9 млрд — 28% от общих доходов. Но рост компании при этом приостановился — с 15% в середине «нулевых» до 6%. Новые продукты, на которые Microsoft возлагала большие надежды, — поисковик Bing, мобильная операционная система Windows Phone и планшет Surface — завоевали свою долю рынка, но обошлись компании слишком дорого. Вся Кремниевая долина убеждена: Microsoft не способна придумать что-то новое.

Как сотрудник, который десять лет спокойно наблюдает за ошибками Microsoft, может посмотреть на компанию свежим взглядом и сказать: «Все, довольно»?

Первые шаги

За первые сто дней работы Наделла, несмотря на сопротивление пиарщиков, отказался от стратегии, придуманной Стивом Балмером. Теперь Microsoft меньше говорит о миллиардных прибылях и финансовых показателях и больше о том, как привлечь новых пользователей. В отличие от Балмера, который охотно разговаривал с журналистами, Наделла уклоняется от общения с прессой, чтобы сконцентрироваться на клиентах, партнерах, сотрудниках и акционерах.

Коллеги Наделлы по отрасли говорят, что он обладает прекрасным чутьем и точно знает, когда и какие продукты надо выпускать на рынок. В своих решениях он руководствуется не коммерческой выгодой, а интересами инженера — ему важно понимать, как будет выглядеть мир через 3-5 лет. Например, он понимает: чтобы вернуть прежние темпы роста, Microsoft надо развивать облачный софт. Ведь многие корпорации давно предпочитают облачные сервисы физическим дата-центрам. Уже за прошлый год затраты Microsoft на строительство дата-центров, специализирующихся на облачных услугах, выросли вдвое — до $4,3 млрд. Лидером в этой области остается Amazon, но Microsoft уверенно вышла на второе место, обогнав по темпам роста и Google, и IBM.

Во время «поисковых войн» с Google компания могла только мечтать о таком рывке.

«Сатья отлично разбирается в облачных сервисах, — говорит Анил Бусри, председатель совета директоров компании Workday, разрабатывающей финансовые приложения. — Я думаю, он будет активно продвигать Microsoft в этом направлении». Microsoft в общении с корпоративными клиентами всегда позиционировала себя как универсальный магазин программного обеспечения. И когда Наделла говорит, что мобильные технологии и облачные сервисы — приоритет для компании (а он говорит так постоянно), он подчеркивает, что хочет идти навстречу интересам клиентов.

Учитывать интересы клиента и быть милыми в общении он учит и своих сотрудников. Он не раз советовал подчиненным прочитать книгу «Вежливое общение», призывающую учтиво слушать собеседника, а не отвечать ему в привычной для сотрудников Microsoft манере: «Это самая глупая идея на свете!» На сайте Glassdoor, собирающем мнения сотрудников о компаниях, его рейтинг достигает 86%. Стив Балмер, любивший бравады со стучанием кулаком по столу, в прошлом году набрал всего 47%. Правда, популярность Наделлы в компании почти наверняка пойдет вниз — как только он начнет заявленные сокращения расходов.

На чужих ошибках

Когда в 1990 году Наделла ушел из университета, один из его сокурсников поинтересовался, почему он не хочет получать степень Ph.D. На что Наделла ответил: «Мне не нужна степень. Я буду просто нанимать людей, у которых она есть». Молодой инженер собирался пойти учиться на инвестбанкира, когда в 1992 году Microsoft предложила ему работу в отделе Windows NT, разрабатывавшем операционные системы.

Работать в Microsoft в начале 1990-х было все равно что сниматься в Голливуде в 1920-х.

ПО для настольных компьютеров продавалось по всему миру, акции Microsoft росли на 122% в год, возможности казались бесконечными. Продавцы Windows NT обзванивали офисы на Уолл-стрит, уговаривая их поставить компьютеры с их операционными системами. Скромный, но внимательный эксперт Сатья Наделла звонил в дата-центры финансовых компаний типа Goldman Sachs и убеждал их в том, что продукция Microsoft отвечает всем требованиям.

Но не в характере Наделлы отсиживаться в тихом и безопасном месте. Когда интернет-бум пошел на спад, он не побоялся возглавить подразделение bCentral, которое поддерживало сайты малого бизнеса. Подразделение, правда, существовало недолго. «Это было ужасно, — вспоминает тогдашний начальник Наделлы Даг Бергем. — Сатья и я закрывали компании одну за другой. Как-то я спросил у сотрудников одной компании, остались ли у них какие-то еще активы, которые можно спасти. Они ответили: «Да, диван». Я подумал, что это какой-то неизвестный мне технический термин. А они сказали: «Нет, диван — это мебель такая. Больше ничего не спасешь».

По подсчетам Бергема, только на помощи малому бизнесу Microsoft потеряла $70 млн. Наделла тогда научился быстро сокращать расходы. В конце концов ему и Бергему удалось реформировать bCentral в подразделение Microsoft Business Solutions, которое существует по сей день.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Беспокоит ли вас курс рубля?
Проголосовало 16611 человек
Forbes 06/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.