Forbes
$65.88
72.83
DJIA18472.17
NASD5139.75
RTS921.67
ММВБ1938.65
Дмитрий Филонов Дмитрий Филонов
редактор Forbes 
Поделиться
0
0

Миллиарды авансом: на чем зарабатывают мессенджеры

Миллиарды авансом: на чем зарабатывают мессенджеры
Фото Diomedia
Почему сервисы для обмена сообщениями стали стоить миллиарды и как на них можно заработать?

Создателю мессенджера WhatsApp Яну Куму 38 лет, его состояние составляет почти $7 млрд, основателю Snapchat Эвану Шпигелю — всего 24 года, и он тоже успел стать миллиардером благодаря своему проекту. Бум на мобильные сервисы для обмена сообщениями позволил молодым предпринимателям стремительно ворваться в рейтинг Forbes. Их компании по-прежнему почти не генерируют выручку, но тем не менее оцениваются инвесторами в миллиарды долларов.

И WhatsApp, и Snapchat, и китайский WeChat, и другие сервисы относятся ко второму поколению мессенджеров. Популярные в начале 2000-х сервисы вроде ICQ в основном использовались на стационарных компьютерах. С тех пор многое изменилось: массовое распространение смартфонов и доступность мобильного интернета сместили центр общения в портативные устройства. Немногим прежним лидерам удалось перестроиться — аудитория той же ICQ год от года сокращается на десятки процентов.

Жертвой мессенджеров новой волны стали не только их устаревшие конкуренты, но и традиционные виды связи — те же SMS-сообщения.

«Причина проста: использование мессенджеров бесплатно, доступны самые разные функции, больше достоинств, чем у популярных ранее средств общения», — рассказывает Forbes Дзюн Масуда, исполнительный директор и директор по стратегии и маркетингу японской Line Corporation, владеющей одноименным мессенджером. Есть и еще один фактор: многие отказались от отдельных аккаунтов — вместо них используется обычный номер телефона. Теперь не нужно искать собеседника на сервисе, достаточно сохранить его номер телефона в записную книжку.

В итоге крупные корпорации заинтересовались мессенджерами. WhatsApp куплен соцсетью Facebook за $19 млрд. Борьбу за Snapchat вели та же Facebook и Google. Но Эван Шпигель пока отказывается продавать проект. Инвестировать в Snapchat собирается Yahoo, оценка мессенджера уже выросла с $3 до $10 млрд. «Если говорить с точки зрения корпораций, то на платформе мессенджеров можно предоставлять самые различные услуги, и эта возможность привлекает внимание. Игроки, понявшие ценность мессенджеров, считают важным связать их со своими услугами, из-за чего, скорее всего, и появляется такая тенденция», — полагает Масуда.

Аудитория мессенджеров огромна. Line пользуются 460 млн человек, WhatsApp — 600 млн человек. На чем зарабатывают мессенджеры?

Эмоции картинкой

Основным способом заработка в интернете считается реклама. Практически во всех популярных мессенджерах ее нет. «Когда задействована реклама, пользователь превращается в продукт», — считает Ян Кум, до этого несколько лет продававший рекламу в Yahoo. Создатели WhatsApp выбрали простой способ монетизации через платную подписку: первый год общения — бесплатно, а потом — $1 в год. Расчет на то, что за первый год пользователь привяжется к мессенджеру и будет вынужден платить, чтобы не потерять связь с друзьями.

Основатель Snapchat Эван Шпигель считает иначе: первые рекламные объявления уже скоро появятся в мессенджере. Она не будет таргетированной, пообещал Шпигель. Впрочем, это достаточно сложно было реализовать, ведь основная особенность Snapchat в том, что он удаляет пользовательский контент со своих серверов и не может его анализировать. 

Еще один способ заработка — продажа стикеров. Это картинки, с помощью которых пользователи могут выражать эмоции. Они становятся неким стандартом общения, причем не только в мессенджерах, но и в соцсетях: недавно стикеры появились в Facebook, чуть раньше — в соцсети «ВКонтакте». У Line, например, есть специальный сервис Creators Market, с помощью которого пользователи могут создавать и продавать собственные стикеры.

Существует легенда, что Ян Кум рядом со своим рабочим столом повесил записку от второго сооснователя WhatsApp Брайана Эктона: «Никакой рекламы! Никаких игр! Никаких уловок!»

У азиатских мессенджеров все не так. Стратегия и Line, и WeChat, и Kakao Talk заключается в выстраивании вокруг мессенджера экосистемы дополнительных сервисов — игры, мобильная коммерция, продажа музыки и другие. Например, LINE в 2013 году заработала $336 млн. На продажи игр пришлось около 60%, на стикеры — еще 20%.

Масуда считает, что именно мультифункциональность — будущее мессенджеров. По его словам, смартфоны сейчас становятся заменой персональным компьютерам, а мессенджеры превращаются в аналоги интернет-порталов: они должны выполнять роль посредников.

Секретность

Одно заявление властей Южной Кореи привело к росту популярности в стране мессенджера Telegram Павла Дурова. Прокуратура страны предложила мониторить форумы, чтобы пресекать распространение слухов, и корейцы тут же задумались о конфиденциальности своих переговоров. Telegram, как заявляют его создатели, такую конфиденциальность обеспечивает.

Похожая история произошла и с мессенджером FireChat, который позволяет общаться без выхода в интернет. И при этом сохраняется анонимность. Первая волна популярности этого мессенджера прошла в марте, когда количество скачиваний достигало 100 000 в сутки.

Для компании Open Garden это стало сюрпризом — для нее FireChat был скорее хобби.

Вторая волна популярности пришла в октябре во время демонстраций в Гонконге — еще более 100 000 скачиваний.

Мессенджеры, главной своей особенностью называющие секретность переписки, стали массовым явлением буквально за последние два-три года. Помимо Telegram и FireChat, есть еще CryptoCat, которым Эдвард Сноуден пользовался во время своего первого общения с журналистами после побега из США, или швейцарский мессенджер Threema.

В большинстве своем такие мессенджеры бесплатны, не предлагают платных функций, и, соответственно, не приносят своим создателям выручки. Только мессенджер Threema платный — чуть меньше €2.

Сейчас рынок мессенджеров напоминает рынок соцсетей — их было много, они были разные. «Если смотреть очень далеко в будущее, то, скорее всего, останутся мессенджеры с отличительными функциями, и мессенджеры, основные каждый в своей стране. Но постепенно и они будут сливаться друг с другом», — считает Масуда из Line. Вопрос в том, кто из мессенджеров станет аналогом Facebook на рынке соцсетей.

Поделиться
0
0
Ключевые слова: , , , ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Могут ли российские футболисты покупать шампанское за €250 000, а премьер-министр ботинки за 50 000 рублей?
Проголосовал 1 человек
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.