К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

За работой - в чат: как стартап с российскими корнями Job Today трудоустраивает европейцев

Фото Job Today
Фото Job Today
Приложение для быстрого поиска работы и сотрудников действует по принципу дейтинг-сервиса Tinder

Бывшая петербурженка Полина Монтано (ее девичья фамилия до сих пор в профиле Linkedin - Фролова), более 12 лет назад обосновавшаяся в Люксембурге, в  марте 2014 года ждала гостей на пятничный ужин. Инвесторов и финансистов с русскими корнями Полина, экономист по образованию, часто звала то на обеды, то на коктейльные вечеринки. На них часто заглядывал Евгений Мизин, инвестдиректор венчурного фонда Mangrove Capital.  Полина в то время получала второе высшее в Университете Люксембурга (“предпринимательство и инновации”) и донимала Мизина идеями собственных проектов. Хозяйка уже собралась звать гостей к столу, когда все испортил телефонный звонок. HR-менеджер люксембургской компании — франчайзи Shell,  которой  руководила  Полина, огорошила начальника: форс-мажор, трое кассиров не выйдут завтра на заправки, нужно искать замену. Монтано тогда подумала,  что проблему быстрого подбора кадров для сферы услуг в таких ситуациях легко решило бы мобильное приложение, похожее на Tinder: “свайп” вправо - “да, интересно”,   влево - “нет, следующий кандидат”.  “До этого я критиковал идеи Полины, у меня было всегда пять причин, почему они “не полетят”, а в этот раз я не нашел серьезных просчетов, настолько актуальной была проблема для огромного числа компаний”, - вспоминает Мизин. С тех пор прошло два с половиной года, сегодня он и Монтано возглавляют стартап Job Today, который получил $30 млн и помогает искать работников McDonald's, Subway,  Starbucks, Hillton и многочисленным небольшим фирмам. Как предпринимателям удалось приучить менеджеров небольших магазинов, кафе и ресторанов, гостиниц и заправок к быстрым знакомствам?

Круговорот кадров в природе

“Просто страшно представить, что в наш век мобильных технологий мы все еще видим объявления о поиске сотрудников в холлах или на дверях, а люди иногда распечатывают резюме и обходят с ним офисы компаний”, - говорит Монтано. По ее подсчетам, более 70%  сотрудников в сфере услуг постоянно меняют работу. Официанты, водители, администраторы постоянно ищут варианты, где график будет мягче, а зарплаты выше.  Для компаний высокая текучка кадров  означала, что  люди часто исчезали без предупреждения, внезапные увольнения раздражали менеджмент и не давали строить планы. К тому же в  индустрии гостеприимства многие компании увеличивают или уменьшают штат в зависимости от сезона — ресторану с летней верандой в мае — сентябре нужны 20-40 официантов, а в холодное время года - 8-10 работников в зале.

Монтано видела проблемы бизнеса изнутри:  после учебы на экономическом факультете в вузе Амстердама и переезда в Люксембург, она два года строила бизнес по франшизе Stefanel Group, одной из самых известных итальянских марок молодежной одежды. На позициях менеджеров по продажам, работников в торговом зале, кассиров люди могли меняться несколько раз в месяц. С франшизной сетью АЗС Shell Монтано проработала почти восемь лет - операторы, кассиры, уборщики устраивались и увольнялись так же часто. На закрытие таких постоянно появляющихся вакансий у небольших компаний так или иначе уходило несколько дней, а иногда и недели, в это время приходилось справляться “как-нибудь”. Полина предположила, что раз во многих случаях важна скорость, мобильное приложение, где работодатель и кандидат могут общаться напрямую в чате, без долгой отправки резюме и сопроводительных писем, станет популярно. Мизин поддержал ее энтузиазм - в  Mangrove Capital он видел, как  быстро растут сервисы-маркетплейсы, соединяющие двух и более участников рынка без посредников.

 

В приложении, получившем название JobToday, нет запутанных описаний вакансий и долгой переписки.  Создатели предпочитают сравнивать его не с Uber ([хотя в нем тоже есть функция поиска вакансий в привязке к геолокации), а с WhatsApp. В его основе - мобильный мессенджер, где разговор может начать и кандидат, и наниматель. “Сделать поиск работы более демократичным было принципиально важно, - говорит Мизин. -  Можно поговорить  с потенциальным нанимателем напрямую, через несколько минут после регистрации в приложении, хотя обычно ты ждешь часы и дни, пока тебе напишут”.

Стикеры вместо резюме

Три месяца Монтано и Мизин  занимались проектом, совмещая его с основной работой. Разработку начали Алексей Глобчастый и Дмитрий Лихачев, программисты из Санкт-Петербурга,  которых Мизин нашел через общих знакомых. У него было много связей в ИТ: до прихода в венчурный фонд он учился на финансиста в  Мэрилендском университете в Колледж-Парке, но после нескольких лет работы в банковской сфере (в Wells Fargo)  решил  перейти  в технологический бизнес.  Во время учебы на MBA в Джорджтаунском университете   он пробовал свои проекты - например, сделал  прототип интерактивной системы direct marketing для сети торговых центров, также участвовал в нескольких интернет- проектах. За десять лет работы в  США он руководил разработкой продуктов в AOL, eBay и Skype. “Я до сих пор уверен, что, как театр начинается  с вешалки, так стартап -  с хороших программистов, а технари в России очень сильные”, - объясняет Мизин.

 

В феврале 2015 года Монтано и Мизин, уволившись со своих мест, запустили приложение в Люксембурге в тестовом режиме.  К нему сразу присоединилось около 50 работодателей и около 200 кандидатов.  В мае JobToday расширился до восьми человек, в штате появились менеджеры по продажам -  стартап вышел на рынок Испании. Здесь активно развивается туризм, а значит, кафе, гостиницы, сувенирные лавочки постоянно ищут кого-то на подработку.

Создатели JobToday выбрали Испанию первым регионом  для  экспансии еще и потому, что на тот момент уровень безработицы в стране превышал 21%, а среди молодежи до 25 лет он подбирался к 48%. “Позднее мы выяснили, что безработица практически никак не влияет на то, насколько активно люди переключаются с бумажных резюме и сайтов для поиска работы на мобильное приложение,  - говорит Монтано. - Намного важнее то, что искать работу через приложение - удобно и модно, так же как постить фото в Instagram  или общаться в Snapchat”.

За восемь месяцев в Испании JobToday помог найти работу 10 000 человек, число обработанных заявок о поиске работе прошло отметку 2 млн. В начале 2016 года JobToday начал работать в Англии.   Сегодня сервис с командой более чем из 50 человек работает со 150 000 компаний. Число зарегистрированных соискателей  выросло до 2 млн. Меньше чем за два года приложение обработало более 20 млн вакансий. “Предпринимателям всегда важно найти способ ощущать развитие продукта и рост его масштабов”, - говорит Мизин. Для него таким индикатором стало то, что в момент запуска в Испании на каждую вакансию поступало в течение 10 минут лишь несколько откликов, а теперь за это же время обычно  приходит  30-50 предложений. “Если я ужинаю в ресторане в Барселоне, мне всегда интересно, сколько официантов в зале здесь подобрали через JobToday”, - поясняет предприниматель.

 

Больше половины размещаемых вакансий приходит от работодателей, которые уже работали с сервисом. 70% откликов соискателей поступают  от тех людей, кто уже когда-либо общался с работодателями через JobToday. В среднем кандидаты откликаются на пять и более вакансий. Другим важным достижением основатели стартапа считают то, что его начали скачивать люди старше 40, хотя изначально целевой аудиторией были молодые специалисты моложе 30.

Создатели  JobToday  продолжают делать ставку на срочные вакансии: 74% работодателей и кандидатов находят друг друга в течение суток. Одно из главных преимуществ приложения для кандидатов - возможность затребовать ответ потенциального работодателя в течение 24-х часов: отказ всегда лучше, чем неизвестность.

Приключение для инвесторов

В начале 2016 года JobToday закрыл сделку на $10 млн от венчурных фондов Accel Partners, Mangrove Capital Partners и Felix Ventures. Помогли прежние связи в инвестиционной среде, не скрывает Мизин. “Для многих стартапов привлечь финансирование - огромный вызов, мы же изначально относились к задаче так: нужно найти людей, которые, как и мы сами, будут увлечены задачей изменения рынка поиска работы, захотят отправиться с нами в это приключение”, - говорит предприниматель.

Сегодня компания объявила о новом раунде на $20 млн. К прежним инвесторам присоединилась  испанская медиа-группа Atresmedia, британский телеканал Channel4 и венчурные фонды German Media Pool VC. А возглавил раунд  венчурный фонд Flint Capital,  из России. Atresmedia управляет в Испании несколькими телеканалами и радиостанциями, Channel4  активно инвестирует в стартапы, предлагая за долю рекламные возможности (модель “Media for equity”). Проведена ли сделка с медиакомпаниями по той же схеме, основатели JobToday и их инвесторы не раскрывают. Деньги нового раунда инвесторов будут направлены на экспансию в новые европейские страны. Также стартап рассчитывает выйти на рынок США.

Полина Монтано и Евгений Мизин

 

JobToday, как и многие маркетплейсы, долгое время наращивал базу пользователей и только сейчас вводит платные опции.   “Маркетплейсу вначале нужно создать “ликвидность”, обеспечить активность участников - а для этого нужно убрать все барьеры для них - говорит Андрей Герфельд, партнер Flint Capital. - Монетизацию проект включил как раз в тот момент, когда пользователь уже попробовал и понял, что продукт наилучшим образом решает его проблему”

Работодатели могут купить ежемесячную подписку за £30  - так они смогут вывешивать больше вакансий и начинать больше диалогов с соискателями, чем сейчас в рамках бесплатной версии. Компания также экспериментирует с моделями монетизации, типичными для classified-сервисов (сайты и приложения с систематизированными объявления по рубрикам, с системами фильтров) - за дополнительную плату можно будет поднять объявление о вакансии в поиске. Конкретных планов по росту выручки создатели JobToday не раскрывают. Стартап борется за долю на рынке сервисов для подбора временной и случайной работы, а также работы для “синих воротничков”, суммарный объем соответствующего рынка в мировом масштабе основатели проекта  оценивают в $300 млрд. К 2018 году у JobToday  будет 1 млн поставщиков вакансий, надеются они. “Мы конкурируем не столько с досками объявлений, сколько с вывеской о работе в холле гостиницы, с объявлениями в газетах, с вопросами менеджеров к работникам: «Ни у кого нет знакомых, которые ищут подработку?» - говорит Мизин. - А ведь это довольно устаревшие методы, когда многое в нашей жизни уже происходит по одному клику”.

У JobToday уже есть  конкуренты. Стартап CornerJob, базирующийся в Испании, тоже предлагает “синим воротничкам” найти через мобильное приложение работу в течение 24 часов. CornerJob получил $35 млн меньше чем за год работы, вышел на рынок Мексики, где начал активную рекламу на ТВ (получив финансирование по схеме media for equity в Европе и в Мексике) . Стартап Jobandtalent, изначально разрабатывавший технологии для более продвинутой “стыковки” соискателей и работодателей, с $39 млн венчурных инвестиций,  перестал работать как веб-сервис и тоже сконцентрировался на развитии мобильного   приложения с мессенджером и геолокацией для быстрого закрытия вакансий. После смены курса Jobandtalent, представленный в Великобритании, Испании, Мексики и Колумбии, получил еще $42 млн.  У Jobandtalent более 10 млн зарегистрированных пользователей и 150 000 компаний-работодателей. У  CornerJob, по данным TechCrunch на июль 2016 года, было 650 000 новых установок приложения в месяц и 150 000 работодателей-партнеров.

JobToday тоже  рассчитывает интегрировать более “умные” способы выявления наиболее подходящих друг другу кандидатов и нанимателей, проверять предыдущий опыт и репутацию соискателей по открытым источникам,   автоматизировать первые этапы коммуникации между соискателями и работодателями. Но внедрение новых технологий не должно идти вразрез с настройкой сервиса под запросы клиента, хотя это частая ошибка ИТ-проектов, говорит Мизин.  ”Сейчас на рынке, за который мы боремся, дело не в отсутствии крутых технологий, а в том, что мало кто искал решение конкретных ежедневных проблем компаний и соискателей. Мы не будем наступать на эти грабли”, - объясняет он.

 

Профессионалы "сами по себе" как рыночная ниша

Алексей Тукнов, директор по инвестициям венчурного фонда Maxfield Capital, отмечает, что скорость, главное  отличие   JobToday  от конкурентов,  может показаться на первый взгляд незначительным преимуществом, но его  достаточно для взрывного роста бизнеса. “Во многих секторах смена лидера происходит как раз из-за радикального увеличения скорости оказания сервисов потребителям, - говорит Тукнов. -  Эти изменения уже произошли в такси и доставке еды, на рынке подбора персонала может произойти  ровно то же”.

Наталия Годжаева, генеральный директор Superjob.ru, сомневается, что модель информационного минимализма JobToday способна к масштабированию  на разные отрасли. “Претенденты на позиции, где не требуется высокая квалификация, действительно не желают возиться с привычными резюме, но у работодателей  может стоять задача собрать больше данных о потенциальном сотруднике еще до очной встречи”, - говорит Годжаева.  От кассира в гипермаркете требуется только способность освоить работу с терминалом и приветливость с покупателями, а вот к продавцу-консультанту крупного спортивного бренда требований  будет куда больше, в том числе к его личным качествам.

Тренд перехода на самостоятельный поиск работы  без посредников, важный для JobToday, не нов, хотя он неравномерно проникает в разные сферы на рынке труда, отмечает Татьяна Дадашева, аналитик венчурного фонда Almaz Capital.  "Больше всего в онлайн-среде работу ищут профессионалы, связанные с технологиями (разработчики или маркетологи), а вот в сфере услуг тенденция проявляется гораздо позже, - говорит она. -  Хотя и здесь появление on-demand сервисов ("по запросу") накладывает свой отпечаток: у   исполнителей нет фиксированного рабочего дня и четкого набора обязательств - это похоже на работу фрилансеров"

C появлением маркетплейсов все больше людей меняют постоянную работу на временную: агрегаторы приложений для такси Uber, Gett, Lyft превратили водителей из сотрудников таксопарка во фрилансеров, сервисы для поиска исполнителей вроде Handy или YouDo позволили  переключиться на разовые заказы грузчикам, сантехникам, няням и сиделкам. То же самое происходит (со все новыми специализированными маркетплейсами)  с учителями и артистами,  докторами и даже консультантами McKinsey.  Благодаря таким самозанятым профессионалам (их объединяет термин “independent contractors”) сервисы, которые помогают людям все более гибко распоряжаться своим рабочим временем, будут набирать все большую популярность.

 

А  Монтано вспоминает одно из первых писем от клиента, полученное на специальный адрес для отзывов два года назад. Тогда команда засиживалась в офисе в Барселоне до восьми-девяти вечера, а сама она приходила  после  десятка встреч с работодателями, которым нужно было представить сервис и попросить “запостить” первую вакансию. “Все были напряжены - все-таки это было самое начало, была неуверенность, страхи,  - говорит она.  -  Но тут падает письмо: “Ребята, спасибо, нашла у вас работу за день”. Когда понимаешь, что решаешь насущную проблему обычных людей, двигаться вперед становится просто”.

У вас тоже интересный стартап? Подайте заявку на участие в конкурсе «Школа миллиардера» от Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+