К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Искусство войны: почему будущее рынка смартфонов решается в Китае

фото Reuters
фото Reuters
Компании из Поднебесной вот-вот настигнут глобальных лидеров рынка Apple и Samsung, для которых китайский рынок также стратегически важен. У кого выше шансы на победу в этой битве?

Лидерам рынка мобильных устройств Samsung и Apple все сложнее удерживать позиции: в спину дышат амбициозные конкуренты из Китая Lenovo и Huawei. Желание первых сохранить статус-кво, а вторых — прорваться наверх, привело к целому ряду знаковых сделок на рубеже 2013-2014 годов.

В логове врага

Apple упорно пробивала себе путь в Китай. В конце 2013 года американская корпорация, после долгих лет переговоров, заключила контакт с China Mobile о продаже iPhone в сети крупнейшего сотового оператора КНР с середины января. У China Mobile больше 760 млн абонентов, а бренд Apple китайцами любим, хотя и по-прежнему далеко не всем доступен. Налаживание отношений между китайским оператором и американским производителем способно воплотить в реальность мечту массового потребителя об iPhone — если продажи смартфонов будут субсидироваться и продаваться с контрактами, как это делается в США.

Китайский рынок жизненно необходим Apple: продажи iPhone, хоть и неплохо растут, не поспевают за темпами всего сегмента смартфонов. В итоге при росте объема продаж своего флагмана на 13% в 2013 году (до 153 млн устройств), компания сократила долю в глобальном «пироге» с 18,7% до 15,3%. Многие эксперты, впрочем, и такой показатель считают успехом: в отличие от Samsung, у американского производителя нет армии моделей «на все случаи жизни» — только тройка премиальных устройств iPhone 5S, 5C и 4S, которые умудряются обеспечивать самую высокую на рынке маржу.

 

Однако тенденция сокращения доли iOS-смартфонов — факт. На этом фоне Android превращается в мирового гегемона с долей под 80%. «Операционка» от Google бесплатна, и ее устанавливают на свои устройства не только крупнейшие глобальные вендоры, но и ОЕМ-производители, которые заваливают рынок операторскими аппаратами и дешевыми смартфонами.

Их же оружием

Большие планы по завоеванию мирового рынка имеет китайская Lenovo. Причем за счет американской компании. В начале 2014 года она выкупила у Google компанию Motorola Mobility, которая обошлась в свое время интернет-гиганту в $12,5 млрд. Китайцы приобрели актив гораздо дешевле — за $2,9 млрд. Правда, несколько тысяч патентов и лицензий Motorola Google оставила себе, а также успела продать одно из ее подразделений.

 

Тем не менее сделка стала обоюдовыгодной. Для Google Motorola изначально была непрофильным бизнесом, да и покупалась компания в первую очередь именно за портфолио патентов. Это было заметно по тому, какой смартфонный продукт выходил «из-под пера» Google — качественные середняки, но ничего выдающегося. Да и право первой ночи по выпуску исконно «гугловских» продуктов Nexus тоже отходило другим компаниям (ASUS, LG, Samsung), а не «родной» Motorola.

Для китайского же производителя американский бренд может стать ключом к рынкам обеих Америк. После сделки с Google генеральный директор Lenovo Ян Юаньцин заявил, что рассчитывает продать за год 100 млн смартфонов. Это достаточно амбициозные планы, учитывая, что в 2013 году компания реализовала примерно 45 млн устройств.

Примечательно, что Lenovo еще в 2012 году не входила и в семерку главных поставщиков смартфонов, а в четвертом квартале 2013 года бренд взлетел сразу на четвертое место с 14 млн проданных гаджетов и почти 5-процентной долей в поставках (здесь и далее — данные агентства IDC). По итогам же года за Lenovo — пятое место и 4,5% глобального рынка. Это буквально в шаговой доступности от позиций корейской LG с ее 47,7 млн проданных смартфонов и 4,8% рынка, а также китайской Huawei с 48,8 млн и 4,9% соответственно.

 

Lenovo ранее уже прибегала к похожей тактике на другом рынке — настольных компьютером и ноутбуков. В 2005 году компания купила у IBM ее подразделение по производству ПК. Как итог, Lenovo теперь — мировой лидер на рынке, который, правда, в последние годы стагнируют под натиском мобильных устройств.

Битва систем

Те патенты, что остались у Google, поисковый гигант уже успел поделить с южнокорейской Samsung. В конце января компании заключили соглашение о взаимном лицензировании. По сути, это дает им право пользоваться разработками друг друга. Причем как уже запатентованными, так и теми, что появятся и будут запатентованы в ближайшие десять лет. Что это значит для рынка? Учитывая, что у каждого игрока на счету тысячи патентов в области мобильных решений, открывается возможность для более оперативных внедрений новых разработок и мощной взаимной экспертизы, гарантируется отсутствие патентных войн между партнерами и ставятся в сложное положение конкуренты из Apple.

Однако Samsung, крупнейший продавец смартфонов на Android в мире (31,3% рынка в штучном выражении), делает ставку не только на ОС от Google. На февральской выставке Mobile World Congress в Барселоне компания представила несколько «умных» часов на базе собственной платформы Tizen. Некоторые аналитики полагают, что это один из первых шагов к выпуску смартфонов на «родной» ОС. Google предсказуемо сопротивляется: компания не хочет, чтобы Samsung слезал с «андроидной» иглы. И альянс компаний в этом смысле играет американцам на руку.

Вступить в борьбу за лидерство на рынке и изменить расклад сил пытается и софтверный гигант Microsoft, который вот уже несколько лет продвигает собственную мобильную ОС Windows Phone. Впрочем, не слишком успешно. В сентябре Microsoft купила некогда крупнейшего производителя мобильных телефонов Nokia, который теперь лишь вспоминает дни былого величия. Сумма сделки составила $7 млрд.

Покупка финского вендора была затеяна для того, чтобы у редмондской корпорации появилась своя производственная база, патенты и наработки для выпуска собственных смартфонов и экспансии Windows Phone. Тем более что Nokia еще до того, как стать частью Microsoft, была ее партнером и переориентировала свои устройства на WP.

 

Но итог этих усилий все еще не впечатляет. Мобильная операционная система Windows Phone, по данным IDC, хоть и прибавила в «весе» почти в два раза по сравнению с 2012 годом, но пока установлена всего на 3% смартфонов в мире. Это третье место в общем зачете, но до iOS и Android софту от Microsoft еще очень далеко. И компания понимает, что это пока ее слабое место: недаром на Mobile World Congress были представлены смартфоны Nokia на Android.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+