Forbes
$63.05
70.71
ММВБ1980.68
BRENT48.90
RTS975.31
GOLD1322.45
Дмитрий Филонов Дмитрий Филонов
редактор Forbes 
Поделиться
0
0

Русский Магнето: как профессор МГУ построил глобальный бизнес

Русский Магнето: как профессор МГУ построил глобальный бизнес
Александр Тишин (второй слева) в окружении коллегФото Семена Каца для Forbes
Выручка компании AMT&C превышает $13 млн в год, но ее основатель Александр Тишин так и не стал миллионером. Как он совмещает бизнес и науку?

Из открывшейся дверцы огромного отопительного котла полыхнуло жаром. «Мы тут инновациями занимаемся, а топить приходится дровами», — жалуется профессор МГУ и основатель компании AMT&C Александр Тишин, подкидывая в огонь полено. Газ к штаб-квартире компании в подмосковном Троицке еще не подвели, дорого. Выручка AMT&C превышает $13 млн в год, но денег все равно не хватает. Предприниматель, всю жизнь посвятивший изучению магнитов, объясняет, что научные разработки требуют больших вложений. У компании 36 патентов в России, США, Великобритании, Германии.

Среди клиентов — «Северсталь», «Ахмад», кондитеры Cadbury и «Рот Фронт», нефтяники и машиностроители, исследовательские центры в США, Испании и Германии. При этом AMT&C еще и крупный дистрибьютор: холдинг помимо прочего продает около 100 контейнеров гибких магнитов в год. Правда, манера вести бизнес у Тишина специфическая. Он больше говорит не о маркетинге и каналах сбыта, а о грантах на научные разработки. Вероятно, сказывается тесное общение с академическими кругами. Как физик построил успешный бизнес, оставаясь в науке?

Профессор Тишин и его коллеги-физики в середине 1990-х зарабатывали как могли. Например, писали заявки на гранты за американских коллег, а те перечисляли им часть суммы. Но к концу десятилетия этот источник почти иссяк. Эксперт по редкоземельным элементам лаборатории Эймса Карл Гшнайднер заинтересовался оборудованием, которое делал Тишин. «От него я впервые услышал слово «компания». Сам он в итоге ничего не купил, зато посоветовал нас другим», — вспоминает Тишин. 

Первые годы Тишин вел бизнес прямо в лаборатории МГУ — тестировал новые идеи, подавал заявки на патенты и ждал покупателей. Но даже после десятого патента покупателей не нашлось. Тогда Тишин призвал в дело давнего друга и коллегу Юрия Спичкина, который к тому моменту уже два года занимался наукой в США. В 2002 году появилось подразделение «Полимагнит», торгующее магнитами. «Да, они китайского производства, мы это и не скрываем», — говорит Тишин. Зато появились деньги на офис, оборудование и зарплаты инженерам.

По замыслу Тишина российские разработки можно было продавать за границу. Например, исследовательские центры интересовались установками для создания электромагнитного поля с определенными параметрами. Международную экспансию Тишин начал с Украины, открыв там представительство в 2005 году. На следующий год офис открылся в Лондоне. Докризисный 2012 год был лучшим в истории AMT&C. По словам Тишина, консолидированная выручка всех компаний группы превысила $19 млн. Однако в 2014 году ситуация заметно ухудшилась. Глобальная выручка AMT&C сократилась, по словам Тишина, до $13 млн: на Россию из них пришлось только $5 млн. Зато хорошо шли дела в Бразилии — местный офис заработал около $3 млн. 

При всех плюсах валютной выручки работать за границей оказалось непросто. В Германии, например, Тишин планируемых денег не получил. Первое время после открытия офиса предприниматель контролировал его лично. «Офис работал, все кипело», — вспоминает Тишин. Но оказалось, что кипело не у него — немец-управляющий, как уверяет Тишин, открыл собственную компанию по тому же адресу, через нее и шли продажи, а московскому руководству показывали фиктивные отчеты. AMT&C выиграла несколько судов против бывшего топ-менеджера, но офис все равно решено было обанкротить. «Полиция хищениями заниматься не стала. На магнитах нет опознавательных знаков, и доказать, что они наши, мы не можем», — объясняет Тишин.

В 2015-м история повторилась на Украине: директор, 8 лет возглавлявший представительство, переоформил все на свои компании, сейчас идут суды. Ученый считает, что это следствие российско-украинского конфликта, и продолжает бороться за бизнес. «Ты обязан совмещать в себе умение писать прорывные теоретические работы и держать директора за горло с помощью юристов и аудиторов. Выяснилось, что до недавнего времени это не получалось», — признает ошибки Тишин.

Как сэкономить 

Металлолом для переплавки везут на заводы железнодорожными составами, оплачивая по весу. Но металла в вагоне иной раз бывает гораздо меньше, чем показывают весы: туда могут засыпать землю или песок. Как с этим бороться? Вместе с петербургской компанией «Аналитприбор» для одного из предприятий «Северстали» команда Тишина разработала магнитную рамку, которая может определять количество металла в движущемся вагоне. 

«Аналитприбор» специализируется на электронике. Компании не хватало квалификации, чтобы самостоятельно спроектировать, а потом построить магнитный сенсор размером 5 х 7 м. Через интернет вышли на AMT&C Тишина.  «Ценность сотрудничества была в том, что они факультативно участвовали и в нашей части работ. В таких проектах самое трудное — стыковка между разделами проекта и разными подрядчиками», — рассказывает гендиректор «Аналитприбора» Владимир Кочемировский. Правда, рамка проработала недолго: разработчики уверены, что это местные жители вывели ее из строя. 

Александр Тишин

Есть заказы и из других отраслей. Например, для нефтяников компания Тишина пытается найти способ борьбы с электромагнитными полями на глубине нескольких километров: трубы сплющиваются под их воздействием. За прошлый год, как рассказывает предприниматель, его специалисты сделали около 200 проектов под конкретного заказчика. «В них нет ничего нового для нас, но именно они позволяют нам поддерживать штаны», — объясняет Тишин. Его мечта — запустить серийный продукт. Тогда появится стабильный доход. 

Подходящий продукт у компании уже есть. AMT&C разработала клапан для газовых труб, которым можно управлять удаленно. Например, диспетчер при помощи sms может перекрыть газ в подъезде, если есть подозрение на утечки. Стоимость клапана — около 5000 рублей. Пробную партию из 1000 штук AMT&C реализовала в Ставропольском крае. Однако попытка выйти на московский рынок потерпела фиаско. По словам Тишина, чиновники высказали заинтересованность, но на этапе внедрения проект завис. «В префектурах стали жаловаться, что нет бюджетов на такие установки», — разводит он руками. Тишин пытается продвинуть свою разработку совместно с дочерней структурой «Росатома» из Пензы — ФГУП ФНПЦ ПО «Старт». Там изучают возможность организации производства. «Наверное, это путь инжиниринговой компании: разрабатывать, а потом отдавать лицензию», — рассуждает Тишин. Комментарий представителей «Старта» Forbes получить не удалось.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

28 сентября, среда
Forbes 10/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.