К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Перегнать заграницу


От лимузина «Красный флаг» к всемирному автомобилю

Своими силами

Закончили чтение тут

До начала 1980-х годов китайский автопром развивался самостоятельно и производил в основном устаревшие грузовики. Первыми более-менее современными предприятиями стали открытый в 1953 году завод First Automobile Works (FAW), собиравший машину по образцу советского ГАЗ-51, и завод в Нанкине, перешедший с военной продукции на гражданскую. В 1950-1960-х годах было создано еще с десяток государственных заводов в разных районах Китая. Легковых автомобилей производилось совсем мало: некому было на них ездить. В 1958 году FAW начала выпуск модели «Красный флаг» для руководителей страны.

По западным образцам

В 1980-х годах в Китае начали появляться автомобильные предприятия с участием западных концернов. Среди первых создавших СП были Volkswagen, Hyundai, Peugeot, Citroen, Daihatsu. Автомобили производились исключительно для внутреннего потребления. Проводить в Китае независимую политику иностранцам не разрешали: правительство имело долю во всех предприятиях с иностранным участием и таким образом могло влиять на их политику. Одновременно с созданием сборочных заводов власти стимулировали строительство предприятий по выпуску запчастей для них: так закладывались основы будущего расцвета китайского автопрома. Импортные пошлины были резко подняты, чтобы побудить мировых производителей к созданию местных производств.

Конкуренция начинается

С середины 1980-х в Китае начали повсюду возникать заводики, небольшими партиями собиравшие автомобили из местных комплектующих. Цена их, за счет дешевизны рабочей силы, была крайне низкой, качество — отвратительным. Внешность копировалась с мировых образцов, хотя иногда производители работали и по лицензиям, купленным правительством. Заводы появлялись и умирали, и до поры до времени правительство пустило этот процесс на самотек.

 

Искусственный отбор

В 1990-х годах был взят новый курс: среди множества предприятий должны выживать только лучшие, которые будут представлять Китай на мировом автомобильном рынке. Это могли быть и частные предприятия, и государственные. Государство активно участвовало в выборе достойных: правительство разрешало банкам предоставлять кредиты автопроизводителям, которых считало подающими надежды. В 1997 году основана главная ударная сила автомобильного Китая — госкомпания Chery. Для нее денег не жалели: Chery, созданная пятью государственными инвестфондами, долгие годы имела возможность вкладывать в собственное развитие больше, чем зарабатывала. Приглашаются специалисты из-за рубежа, в середине 2000-х годов компания строит самый передовой в стране завод двигателей, где производство полностью автоматизировано, а контролирует процесс не больше десятка рабочих. Chery создает собственное производство трансмиссий, собственный исследовательский центр и испытательные полигоны.

Половина успеха

В 2008 году Китай становится вторым в мире (после Японии) производителем автомобилей. Однако в том же году китайский автоэкспорт упал на 45%. Не смогла похвастаться успехами и Chery — среди ее экспортных рынков страны Африки, Центральной Америки, Азии, а в Европе ее представительства есть лишь в России, Молдавии, Болгарии и еще нескольких странах. Триумфа пока не получается: собственные китайские марки никак не выходят на мировой рынок. Зато идут поставки в Европу с одного из китайских заводов Honda, Китай начал налаживать местное производство Rover. Но главное — мировой автопром все больше переходит на комплектующие из Поднебесной: помогло своевременное развитие производства комплектующих.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+