К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Золотой век откладывается: почему российское онлайн-образование ждет падение вместо расцвета

Фото Getty Images
Российские Edtech-компании предполагали, что карантин поможет расцвету их бизнеса, но надеждам не суждено было сбыться, пишет в колонке для проекта Forbes for Business генеральный директор Edtech-акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина

В марте 2020 года, когда страна ушла на карантин, оптимисты на профессиональных Edtech-конференциях и в социальных сетях стали ликовать: в российском онлайн-образовании наступает золотая эра. Однако жизнь распорядилась по-другому.

Сельские учительницы на грани срыва

Самые драматичные события развернулись в секторе школьного образования. Во-первых, обнаружился колоссальный разрыв между городом и деревней. Если московские школы более или менее справились с переходом на дистанционку, то в 100 километрах от столицы, как сообщила знакомая сельская учительница, дети весь день бродят по улице, потому что дома у них нет компьютеров.

При этом коронавирус расколол общество по возрастному признаку: для учителей предпенсионного возраста работа с Zoom, Skype или с образовательными платформами стала настоящей пыткой. В стремлении освоить кнопки непонятных сервисов заслуженные учительницы бросились за помощью к детям, внукам или к молодым коллегам, причитая по дороге о том, что довелось же попасть в такую беду за два года до пенсии...

«Идут лавины одна за одной»

Skyeng, «Нетология» и многие другие российские образовательные сервисы в первые дни карантина объявили о том, что предоставляют бесплатный доступ к своим курсам, но представители целевой аудитории не смогли в полной мере воспользоваться предложением. Школьники стали регистрироваться на образовательных платформах – приток новых пользователей в конце марта – начале апреля в разных компаниях вырос от двух до пяти раз, но дальше регистраций дело не пошло.

Многообразие предложения вызвало растерянность: «Вы нам покажите, что надо смотреть!» Без четкого указателя (этот урок соответствует такой-то теме из третьей четверти программы пятого класса) бесплатные предложения остались во многом невостребованными. На вопрос «Что именно смотреть?» ответ не могут дать ни учителя, ни, тем более, родители.

Реклама на Forbes

Слабое звено

В марте выяснилось, что родители оказались не готовы к тому, чтобы проводить дни напролет со своими детьми и осваивать школьную программу, не говоря уже о дополнительном контенте.

Школьные чатики родителей всю весну бились в истерике. Одни родители были возмущены тем, что школа учит не тому. Другие удивлялись изменениям, которые произошли в программе со времен, когда они сами были школьниками. Третьи признавались, что ждут-не дождутся, когда закончится ужас удаленного обучения.

Карантин недвусмысленно показал: до марта 2020 года многие родители вообще не представляли, что именно изучают в школе их дети. В триаде школа-семья-ребенок среднее звено только изображало включенность в процесс.

«Вредит здоровью»

Взаимное раздражение учителей и родителей привело к тому, что в апреле на портале Change.org появилась петиция «Не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации», адресованная президенту.

В петиции сказано: «Дистанционное образование вредит не только здоровью учащихся и учителей, но и не дает усвоить материал, не дает полного понятия предмета. Какие бы платформы ни были разработаны, какие бы видеоконференции ни были использованы, ничто не может заменить очного общения учителя и учащихся». Петицию по состоянию на конец мая подписали более 200 000 человек.

Профессор в Zoom

«Требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для школ, вузов, среднего профессионального образования», – говорится в петиции. Однако вузы, в отличие от школ, оказались более готовы к переходу на дистанционный формат обучения.

Опрос среди трех десятков московских студентов и их родителей показал, что МГУ, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Первый Московский медицинский университет, Тимирязевская академия и другие вузы в той или иной степени смогли продолжить учебный процесс дистанционно. По крайней мере лекции в формате видеотрансляций и семинары в чатах профессора и студенты освоить смогли легко.

Приготовьтесь к падению

Негосударственные Edtech-компании с помощью бесплатных предложений увеличили число регистраций в секторе образовательного контента для детей. Смогут ли компании монетизировать новые регистрации – это вопрос к маркетологам. Весной 2020 года регистрации в продажи еще не переросли.

Что же касается профессиональных образовательных проектов для взрослых, Edtech-компании на условиях конфиденциальности говорят, что они не только не выиграют, но и скорее всего проиграют. На карантин наложился экономический кризис, и пользователи, которые хотели бы поучиться на дорогих курсах стоимостью 60 000 — 90 000 рублей, отложат эти планы до лучших времен. Поэтому, видимо, проектам взрослого образования имеет смысл придержать кэш и подготовиться к падению.

Золотой век откладывается

Золотой век российского Edtech весной 2020 года явно не наступил. То, что мы наблюдаем на рынке сегодня, скорее похоже на фальстарт.

С одной стороны, люди вынуждены резко нарастить объем цифровых навыков, о которых раньше не задумывались: устанавливать сессии в Zoom, осваивать образовательные платформы, многопользовательские системы видеоконференцсвязи.

С другой, мы видим, что у идеи дистанционного образования есть не только сторонники, но и противники, какими бы мотивами они ни руководствовались.

С третьей, оптимистические прогнозы развития рынка Edtech разрушаются об экономические реалии. В условиях кризиса готовность пользователей платить за получение новых знаний, которые не являются для них остро необходимыми, будет невысокой.

Эта неоднозначность, скорее всего приведет к тому, что инвесторы будут осторожничать. В условиях неопределенности они придержат ресурсы, которые при других обстоятельствах могли бы направить в Edtech-проекты. В зоне риска оказался весь рынок образования.

Какие инструменты применить для развития бизнеса в условиях кризиса? Ответ – в образовательных курсах для предпринимателей, разработанных Школой миллиардера.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021