К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Увольняйте пассажиров: как компаниям пережить этот кризис

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В кризис сотрудники падают духом. У руководителей же права на пессимизм нет. От лидеров в период потрясений требуются уверенность и способность реализовать антикризисные организационные решения, считает эксперт проекта Forbes for Business Марина Починок.

Ситуация неизвестности, в которой несколько месяцев находится бизнес, негативно воздействует на настроения сотрудников.

Во-первых, произошло ограничение физических контактов. В сложный момент людям инстинктивно хочется держаться вместе, плечом к плечу, совместно переживая трудности, но как это сделать, если компании продолжают работать в удаленном формате – полностью или частично? 

Во-вторых, возросла непредсказуемость, область контроля над ситуацией становится все меньше и меньше, а область ответственности не меняется.

 

В этих условиях менеджеры строят различный сценарии развития , а часто вынуждены управлять в режиме реального времени.

Эмоциональное состояние руководителей и сотрудников колеблется от бешеной активности до полной апатии. Компании включают режим мобилизации, но долго находиться в таком формате – сложно. Уинстон Черчилль говорил: «Если вы идете сквозь ад – идите, не останавливаясь».

 

Как руководителям проделать путь по «битому стеклу», не растеряв активы компании, и самое главное человеческий капитал?

1. Готовьте план эвакуации

Пандемия была ожидаема. Министерство обороны Великобритании еще пять лет назад назвало пандемию мировой угрозой номер один. Однако компании оказались к ней не готовы. У них по-прежнему нет плана действий в чрезвычайной ситуации. А такой план жизненно необходим.

Для прогнозирования и сегодня, и в будущем можно использовать метод креативного сценарного планирования – придумывать всевозможные сценарии кризисов, которые могут случится завтра, например: кибератака, закрытие и существенное снижение объемов операций основного поставщика оборудования, «смерть» сервера cо всеми базами данных и информацией, неожиданное исчезновение ключевого сотрудника. Главное – не отказывать себе в удовольствии пофантазировать и предположить самые невозможные сценарии. А потом обсудить с командой возможные планы действий – порядок взаимодействия, процесс, полномочия, коммуникацию, планы B, C, D...

 

2. Создайте штаб 

В кризис все работают на огромной скорости в условиях многосценарности и в условиях разных коммуникационных потоков. Решения нужны здесь и сейчас. Длительные совещания, обсуждения, согласования — в прошлом. Организации перестраивают операционную модель, переходя в режим штаба.

Кризисный штаб — один из главных элементов структуры компании. Он владеет оперативной точной информацией и принимает решения по самым важным для компании вопросам, причем делает это быстро. В его состав входят собственники, акционеры, топ-менеджмент, юристы и HR.

Штаб собирается утром и вечером с специальной переговорной — так называемой War Room — или в онлайн-формате.

3. Увольняйте пассажиров, привлекайте машинистов

Главное для компании в кризис — сохранить жизнеспособность. Это можно сделать, снизив затраты, приостановив, например, не жизненно важные проекты, пересмотрев закупочную политику, перестроив бизнес-модель, начав новый бизнес или запустив дополнительные услуги, а также сократив неэффективных сотрудников. 

«Взболтайте молоко и сливки поднимутся сами», говорит голландская пословица. В условиях турбулентности видно, кто действительно умеет видеть возможности, готов брать ответственность, не боится действовать, а кто занимает позицию «поживем-увидим». О том, чего на самом деле «стоят» сотрудники, говорят реальные результаты, а не бурная активность.

 

Опасны те, кто раскачивает лодку. Не согласен с решениями компании — задай вопрос, смело выскажи свою позицию, действуй открыто. Критика за спиной отравляет пространство и оттягивают так нужную сейчас энергию.

4. Снижайте энтропию 

В условиях кризиса привычным способом управления является приказ. Однако невозможно только приказывать, надо говорить с командой и надо при этом выбрать правильную стилистику разговора. Приказ, помноженный на нервозность, агрессию, давление, тоже раскачивает лодку.

Излить свои эмоции для руководителя — облегчение, но команде в этих условиях трудно работать, тем более что-то создавать. А между тем руководитель – главный мотиватор. Согласно исследованиям психологов, 85% сотрудников в кризис хотят слышать спокойный голос босса.

Поэтому правило «кислородной маской» никто не отменял – приведи в порядок себя, потом выходи общаться с командой. Доброжелательный, человечный, уверенный голос – вот что ждут от руководителя подчиненные.

 

«Наши отношения живут в пространстве между нами. Они не во мне и не в тебе и даже не в диалоге между нами. Они живут в пространстве, в котором мы существуем совместно», – писал Мартин Бубер, еврейский философ и гуманист.

Забота о создании пространства, в котором хочется созидать, – это главная задача руководителя.

5. Избегайте коммуникационного хаоса

Руководители часто не имеют ни плана коммуникации с персоналом, ни продуманного содержания. В результате говорят не то и не так.

Во-первых, не работают над содержанием. Один босс, желая дать надежду людям, сказал: «Мы не хотим никого увольнять». «Не хотим» было прочитано людьми как «Не будем», и, когда позже начались увольнения, они вызвали шквал возмущения и недоверия.

 

Вторая ошибка — людям говорят, что нужно делать, но не объясняют, зачем. Например, штаб посовещался и принял решение о прекращении партнерства с компанией такой-то. Почему? Без контекста люди теряются, чувствуют себя винтиками машины.

По данным Headhunter.ru, более 56% российских компаний сократили фонд оплаты труда весной и летом 2020 года. Как минимизировать негативные последствия этой вынужденной меры? Это вопрос коммуникаций. Обоснуйте свое решение. Покажите сотрудникам, что компания не вредничает и не жадничает, а пытается выжить.

Можно выиграть бой, но проиграть войну. Например, если мы не сократим оклады, то через три месяца придется сократить 30% людей. Альтернативное решение: сейчас снизим зарплату, но пройдем через кризис с наименьшими потерями.

Частые нерегулярные коммуникации также вредны. Людям нужны регулярные сводки – по расписанию с достоверными данными – такие обращения дают чувство стабильности.

 

6. Не увлекайтесь удаленкой

Весной компании стали переходить на работу в удаленном формате, Количество россиян, перешедших в кризис на удаленку в апреле 2020 года по данным Rabota.ru выросло с 3% до 14%. Затем на работу в режиме удаленного доступа стали переходить компании, которые отправили сотрудников в отпуск. Летом часть сотрудников вернулась в офисы. Планы бизнеса на осень не ясны, они зависят от того, придет ли вторая волна коронавируса.

Многие компании не делают посещение офиса обязательным, но организуют коворкинговое пространство, в котором люди могут работать при необходимости. Здесь возникает новый вызов. У сотрудников — разные семейные ситуации – кто-то с удовольствием работает из загородного дома, а у кого-то небольшая квартира, в которой целый день шумят малолетние дети, и офис является единственным местом для продуктивной работы. Приходится придумывать, как сбалансировать разные ситуации и синхронизировать работу людей — прописать принципы посещения офиса, правила рабочего дня, перерывов

Но самое главное, что люди ездят сейчас в офис не не только работать — общаться, Совместно выпитая коллегами чашка кофе и человеческий разговор вживую стали в психологическом смысле «глотком свежего воздуха». Это проявление тех самых связей, которые позволяют чувствовать себя частью команды, частью компании.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+