К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Герой без галстука: почему от пандемии выиграли люди с гибким мышлением

Фото Getty Images
От вызванных пандемией перемен выиграли люди с гибким мышлением, открытые ко всему новому, считает эксперт hh.ru, спикер проекта Forbes for Business Елена Лондарь

Пандемия коронавируса перекроила офисную жизнь: когда санитарные ограничения были ослаблены, одни сотрудники вернулись в офис, другие продолжили работать в удаленном доступе, ну а третьи стали приезжать в офис на один-два дня в неделю, в остальные дни трудясь из дома. HR-специалисты стали называть такую организационную модель гибридной.

Она получила распространение во всех непроизводственных компаниях России. Впрочем, в реальном секторе на уровне управляющих компаний тоже применяется гибридная модель — в этом формате работают все сотрудники, кроме тех, которые непосредственно «привязаны» к цехам, стройкам, складам и торговым площадям.

Эксперименты с удаленным доступом затронули половину компаний страны. В декабре служба исследований hh.ru выяснила, что в 2020 году 38% российских компаний переводили всех своих сотрудников на дистанционный режим работы, причем среди компаний с численностью до 100 сотрудников эта доля составила 51%. 54% утверждают, что переводили на удаленку только часть сотрудников. 7% не переводили сотрудников на такой формат работы вовсе.

Реклама на Forbes

Совещание без отрыва от пляжа

От применения гибридной модели выиграли прежде всего люди, которые заинтересованы в поддержании work-life balance: они увидели в ней шанс совмещать работу с хобби, занятиями спортом, прогулками, больше бывать с семьей. В середине апреля 2020 года снять комфортабельный дом в Подмосковье на лето было невозможно — все интересные объекты были разобраны в конце марта, когда в Москве ввели карантин.

Летом прошлого года в рамках подготовки к «Премии HR-бренд» я проводила серию интервью в Zoom с номинантами и видела, что одни мои собеседники находились на даче, другие — на Черном море, третьи — на Балтийском, куда они уехали заниматься серфингом, четвертые — на лавочке в парке.

Большинство 30-летних сотрудников восприняли удаленный доступ с восторгом: не нужно тратить время на дорогу и нервы на пробки, обновлять офисный гардероб, можно забыть об офисных столовых.

На дачи и пляжи переместились не только менеджеры среднего звена, но и руководители: некоторые топ-менеджеры компаний, с которыми я работаю, переехали вместе с семьями в Сочи или Геленджик и руководят бизнесами оттуда.

«Расслабились, понимаешь…»

Гибридная модель раздражает тех руководителей, кто привык делать акцент на контроле, а не на мотивации сотрудников. Я знаю консервативных руководителей, которые ежедневно приезжают в офис, проводят там весь свой рабочий день и недовольны тем, что их сотрудники при этом находятся дома.

В данном случае имеет место сила привычки: человек стремится вести себя так, как он привык вести себя всегда. Он не хочет замечать, что условия изменились, и не желает пользоваться шансами, которые дает ему гибридная модель. Он считает так: «Я хожу в офис, и сотрудники должны ходить. А то расслабились, понимаешь…»

Еще один нюанс — система управления: бизнесом, процессами, командами, людьми. Чтобы эффективно управлять компанией при гибридной модели, необходимо диджитализировать процессы и трансформировать систему коммуникаций. Опыт 2020 года показал, что быстро и эффективно перешли на удаленку те компании, чья техническая оснащенность, в том числе в вопросах кибербезопасности, была на высоком уровне.

Вместе с консервативно настроенными руководителями в офисы приезжают сотрудники, у которых нет возможности ни уехать на море, ни остаться дома. Трудно уединиться в однокомнатной квартире, если у вас есть маленькие дети — такие сотрудники стремятся в офисы, потому что там есть возможность сосредоточенно поработать над документами и проектами.

Эйчары уходят в «цифру»

Гибридная модель серьезно усложнила жизнь HR-директорам — им теперь приходится мыслить категориями «сотрудники, которые всегда в офисе», «сотрудники, которые всегда работают из дома», «работники, которые приходят в офис лишь по некоторым дням». Эта классификация наслоилась на уже существующую систему корпоративных вертикалей и горизонталей. От эйчаров требуется поддерживать единую систему коммуникаций в условиях, когда корпоративное пространство распалось на три части.

Без цифровых инструментов решить эту задачу невозможно. Современные средства автоматизации позволяют руководить бизнесом из любой точки планеты: вся отчетность выводится на дашборды, коммуникации идут в мессенджерах. В hh.ru во время совещаний одни сотрудники находятся за столами в офисе, другие принимают участие во встрече в удаленном формате. Цифровые решения собирают в единое пространство тех, кто физически находится на дачах и пляжах.

По этой причине происходит резкий рост интереса HR-специалистов к цифровой тематике: из 73 проектов, которые я помогала готовить к «Премии HR-бренд 2020», почти половина была так или иначе связана с цифровой трансформацией, а в 20% проектов цифровая тематика была центральным, главным компонентом перемен.

В чате @hrdigital, который я веду в Telegram, регулярно обсуждается тема цифровизации — какие инструменты лучше использовать для решения тех или иных задач, причем запросы становятся все более специализированными. Год назад можно было получить ответ в духе «проведи опрос в Google-формах», сегодня эйчарам требуются более серьезные инструменты, интегрированные в корпоративные системы коммуникаций.

Вывод? Он очевиден: не пытайтесь противостоять времени. Ловите волну, находите в гибридной модели возможности вести полноценную, насыщенную, интересную жизнь. Галстук можете пока не выбрасывать — он вам потребуется, например, чтобы выйти на сцену и получить заветную статуэтку «Премии HR-бренд». А вот со стереотипами о том, как должна быть устроена офисная жизнь, пора расстаться.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021