
«Наш диапазон прогнозирования примерно 20 лет. Однако мы понимаем, что любые наши попытки найти точный прогноз того, как будет выглядеть мировая энергосистема по прошествии двух десятков лет, обречены. У нас нет хрустального шара, чтобы заглянуть в будущее. Но прогнозирование помогает нам исследовать неопределенность, с которой мы можем столкнуться, понять сущность происходящих изменений», – говорит Спенсер Дэйл.
1. Газ и нефть продолжат доминировать
Согласно оценке BP, мировой спрос на энергоресурсы до 2035 года увеличится примерно на 30%. Несмотря на быстрое увеличение в мире мощностей возобновляемой энергетики (главным образом, солнечной и ветроэнергетики), по мнению ВР, ископаемые источники энергии – нефть, газ и уголь – будут доминировать в глобальном топливно-энергетическом балансе. Они обеспечат до 75% всех поставок энергоносителей (сейчас 86%).
Спенсер Дэйл: «В ближайшие 20 лет 2 млрд людей в мире увеличат свои доходы, смогут быть отнесены к среднему классу и им потребуется больше нефти, газа и электроэнергии».
2. Зеленая энергетика вырастет в четыре раза
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – самый быстрорастущий сегмент мировой энергетики. Согласно прогнозам ВР, в ближайшие 20 лет их потребление увеличится в четыре раза.
Спенсер Дэйл: «Благодаря растущей экономической эффективности производства в солнечной и ветроэнергетике, в этот период они будут на равных конкурировать за инвестиции с газовыми и угольными проектами в электроэнергетике».
3. Каршеринг и карпулинг
Число электромобилей к 2035 году в мире вырастет до 100 млн единиц (с 1,2 млн в 2015 году). Однако это всего лишь 5-6% от числа всего глобального автопарка.
Впрочем, ВР предупреждают: возможны и другие варианты. Широкое распространение беспилотных автомобилей, каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля) и карпулинг (совместное использование автомобилей) приведут к радикальным изменениям на мировом авторынке.
Спенсер Дэйл: «Развитие рынка автономно управляемых машин, сознательный отказ потребителей от владения автомобилями в пользу совместного использования или краткосрочной аренды на основе бурно развивающихся онлайн-сервисов могут привести к значительному сокращению потребления нефти в мире».
4. Сырье для нефтехимии, а не топливо
Рост числа электромобилей приведет к тому, что уже к 2030 году нефтехимия станет основным источником роста спроса на нефть, сместив транспортный сектор с первого места.
Спенсер Дэйл: «Движущей силой роста спроса на нефть в 2030-е годы станет не потребление топлива автомобилями, грузовиками и самолетами, а использование сырья в производстве нефтехимических продуктов (пластика, например). Это представляет собой серьезное изменение».
5. Газ нужнее, чем нефть
Быстрый рост производства сжиженного природного газа (СПГ) приведет к формированию мирового интегрированного газового рынка с привязкой к ценам на газ в США. Развитие сланцевой газодобычи в Соединенных Штатах станет причиной существенных изменений на газовом рынке. Согласно прогнозам ВР, разработка сланцевого газа обеспечит две трети прироста мировых поставок газа до 2035 года, в основном за счет освоения сланцевых ресурсов газа в США.
Спенсер Дэйл: «Спрос на природный газ будет расти в среднем на 1,6% в год в ближайшие 20 лет. Быстрее, чем потребление нефти и угля. Но этот прирост будет в основном обеспечен добычей сланцевого газа в Соединенных Штатах, а также началом разработки сланцевых запасов газа в Китае. Россия к 2035 г. значительно увеличит свои поставки газа, как за счет трубопроводных поставок в Европу и Китай, так и за счет роста экспорта СПГ».
6. Китай отказывается от угля
Спрос на уголь достигнет пика в середине 2020-х годов. В значительной степени это произойдет из-за перехода Китая на экологически чистые виды топлива.
Спенсер Дэйл: «Мы увидим резкое падение спроса на уголь в КНР – это крупнейший мировой энергорынок: то, что происходит в этой стране, имеет определяющее значение для всей глобальной энергосистемы».
Согласно оценке ВР, Индия станет крупнейшим рынком потребления угля: доля этой страны в мировом спросе на уголь удвоится с 10% до 20% к 2035 году.