Рейтинг зрителя: Forbes впервые оценил коммерчески успешных российских режиссеров

В кино самое важное — это сценарий, считают драматурги. Операторы возразят: главное — это красивая картинка. А актеры скажут, что все зависит от них. Без денег «кина не будет», напомнят продюсеры. Существует множество объективных и не очень критериев оценки кинематографа в целом и его составных частей: только международных фестивалей класса А в мире насчитывается пятнадцать. А еще есть «Оскар» и много локальных премий. Высокая оценка профессионалов и награды, полученные из рук коллег, — это, безусловно, очень почетно. Но зритель — тот, для которого работает эта огромная индустрия, — голосует ногами и рублем.
Мы назвали наш рейтинг «Самые успешные режиссеры», но, безусловно, это оценка всей команды, которая работает под руководством режиссера и вместе с ним. А под словом «успех» мы подразумеваем исключительно коммерческий успех фильмов, которые сняли наши герои. Оценивать художественную ценность самых кассовых картин мы не беремся — оставим это профессионалам. Поэтому в списке нет имен многих известных российских режиссеров, признанных мировым киносообществом: Андрея Звягинцева, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Александра Сокурова и др.
Мы проанализировали данные о бюджетах и кассовых сборах всех российских фильмов, снятых с 2000 года и побывавших в прокате как российском, так и мировом (данные о продажах прав телеканалам мы не учитывали). В работе мы использовали сведения «Кинопоиска» и «Бюллетеня кинопрокатчика», затем эти цифры проверили у компаний-производителей. Данные по каждому режиссеру мы суммировали и вывели совокупный финансовый результат — положительную разницу между бюджетами и сборами картин, которые они снимали. В некоторых случаях оказывалось, что над одним фильмом работало несколько режиссеров. Например, четыре из пяти новогодних комедий «Елки» снимали шесть режиссеров, а «Елки-3» — даже восемь. В этих случаях мы делили финансовый результат на всех режиссеров.
Положительная разница между бюджетом и сборами вовсе не означает безусловный коммерческий успех. Половину кассовых сборов (в некоторых случаях и больше) забирают киносети. Поэтому считается, что фильм окупил себя, если сборы вдвое превысили бюджет, а все, что сверх этого, — уже прибыль производившей картину компании. Мы считаем результаты нашего исследования показательными. Среднестатистический посетитель российского кинотеатра — это по-прежнему молодой человек, который любит комедии, фантастику и боевики и в отличие от остальных категорий зрителей готов за это платить.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов, 55 лет
Финансовый результат: $430 млн
Фильмы: «Ночной дозор», «Дневной Дозор» , «Ирония судьбы. Продолжение», «Елки», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Бен-Гур», «Особо опасен»
Самая успешная картина: «Особо опасен» (сборы $341,4 млн)
Тимур Бекмамбетов начинал с работы художником-постановщиком в театре «Ильхом» в Ташкенте и на киностудии «Узбекфильм». В 1989 году переехал в Москву и зарабатывал на создании рекламы банков «Менатеп» и «Империал». В 1994 году дебютировал в качестве режиссера кино и основал компанию Bazelevs Production. Часто выступает сценаристом и продюсером собственных фильмов. Успех «Дозоров» позволил ему завести связи в Голливуде.
В его самой кассовой картине «Особо опасен» главные роли исполнили Анджелина Джоли, Морган Фримен и Джеймс Макэвой.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Леван Габриадзе, 47 лет
Финансовый результат: $79,3 млн
Фильмы: «Выкрутасы», «Убрать из друзей», «Елки» (2 и 3)
Самая успешная картина: «Убрать из друзей» (сборы более $64 млн)
Леван Габриадзе родился в Тбилиси в семье кинодраматурга Резо Габриадзе и музыканта Елены Джапаридзе. С 12 лет работал в театре. В 17 лет дебютировал в роли «Скрипача» в культовом фильме «Кин-дза-дза». Закончил Калифорнийский университет по специальности анимация и компьютерная графика. Является арт-директором компании Тимура Бекмамбетова Bazelevs Production, участвовал в создании кино-альманахов «Елки» в качестве режиссера. Автор рекламных роликов для МТС, «Билайна», «Мегафона», банка «Тинькофф» и других брендов.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Федор Бондарчук, 50 лет
Финансовый результат: $69 млн
Фильмы: «9 рота», «Сталинград», «Притяжение», «Обитаемый остров»
Самая успешная картина: «Сталинград» (сборы $70 млн)
Федор Бондарчук — сын народного артиста России Сергея Бондарчука. Задумывался о карьере архитектора или дипломата, но все же занялся кино, где показал себя успешным актером, продюсером и режиссером. После окончания ВГИКа в 1992 году создал компанию Art Pictures и зарабатывал на съемках клипов для звезд эстрады.
В 2008 году вместе с Константином Эрнстом и Ильей Бачуриным основал киноконцерн «Главкино». Фильмы Бондарчука «9 рота» и «Сталинград» выдвигались от России на премию «Оскар» как лучшие фильмы на иностранном языке.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Николай Лебедев, 50 лет
Финансовый результат: $63,6 млн
Фильмы: «Звезда», «Экипаж», «Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда №17»
Самая успешная картина: «Волкодав из рода Серых Псов» (сборы $42,8 млн)
Николай Лебедев был с детства увлечен кино, первый фильм снял в 10 лет на камеру, одолженную отцом у друга. Провалил экзамены во ВГИК и по настоянию родителей поступил на журфак. Окончив его, все же стал студентом сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. В 1995–1996 годах был режиссером детской телепередачи «Улица Сезам».
Снимал документальное кино, участвовал в написании криминальных романов. Для большинства своих фильмов он пишет и сценарии. В 2002 году снял фильм «Звезда» и стал одним из самых молодых российских режиссеров, удостоенных госпремии.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Дмитрий Дьяченко, 44 года
Финансовый результат: $45,8 млн
Фильмы: «День радио», «О чем говорят мужчины», «Быстрее, чем кролики»
Самая успешная картина: «О чем еще говорят мужчины» (сборы $17,8 млн)
Дьяченко известен комедийными лентами совместного производства с «Квартетом И». До знакомства с Леонидом Барацем и съемок первого фильма «День радио» (2008) Дьяченко перепробовал множество профессий и работ: приехав из Воронежа в Москву в 1993-м, работал в Театре Армии, совмещая работу со службой, потом торговал тапочкам в Лужниках, был риелтором. Позднее попал в мебельную компанию и стал владельцем трех мебельных магазинов в Москве. Спустя несколько лет Дьяченко поступил на режиссерские курсы при ВГИКе, снимал ролики, рекламу, а затем и сериалы.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Жора Крыжовников, 38 лет
Финансовый результат: $40,7 млн
Фильмы: «Горько!», «Горько! 2», «Самый лучший день»
Самая успешная картина: «Горько!» (сборы $25,5 млн)
В качестве режиссера-педагога преподавал актерское мастерство во ВГИКе. В 2000-е годы работал в театре и на телевидении, снимал короткометражные фильмы. Псевдоним Жора Крыжовников режиссер и сценарист Андрей Першин взял в 2010 году, чтобы избавиться от амплуа «телевизионного ремесленника», который создавал развлекательные программы.
«Жора снимает только то, что ему самому нравится», — объяснял он. Но после смены имиджа Крыжовников снова вернулся на телевидение — в 2014 году он стал режиссером сериала «Кухня».
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Марюс Вайсберг, 46 лет
Коммерческий результат: $36,4 млн
Фильмы: «Гитлер капут!», «Ржевский против Наполеона», «Любовь в большом городе» и его сиквелы
Самая успешная картина: «Любовь в большом городе 3» (сборы $15,9 млн)
Вайсберг — режиссер с литовскими корнями, его настоящая фамилия Бальчунас, псевдоним возник в работе над фильмом «Гитлер капут!». После окончания ВГИКа в середине 1990-х Марюс продолжил обучение в школе телевидения в Америке. Его дебютный фильм и несколько последующих вышли в США. Вайсберга не смущает, что интеллектуальные круги — как коллеги по цеху, так и кинокритики — весьма скептически оценивают его картины. Тем не менее Вайсберг отстаивает для себя возможность самостоятельно устанавливать рамки «вкуса и вульгарности», морального и аморального.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Сарик Андреасян, 32 года
Финансовый результат: $32,2 млн
Фильмы: «Защитники», «Служебный роман. Наше время», «Тот еще Карлосон», «Беременный»
Самая успешная картина: «Служебный роман. Наше время». ($14,7 млн)
Основатель компании Enjoy Movies Сарик Андреасян — одна из самых парадоксальных и одиозных фигур современного российского кинематографа. В 2014 году сайт Filmz.ru признал Enjoy Movies самой рентабельной компанией российского кинорынка. С 2009 по 2017 год он поставил и выступил продюсером порядка 20 фильмов. При этом комедийные картины получали негативные оценки кинокритиков и в профессиональном сообществе, сам же Андреасян прославился как автор скандальных суждений о творчестве российских и зарубежных режиссеров.
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Андрей Кравчук, 55 лет
Финансовый результат: $25,3 млн
Фильмы: «Викинг», «Адмиралъ», «Итальянец»
Самая успешная картина: «Адмиралъ» (сборы $38 млн)
Режиссер блокбастера «Викинг» окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета и начинал карьеру как ученый. Позже Кравчук встретился с режиссером Алексеем Германом. Это стало для него поворотным моментом — он получил профильное образование и стал сотрудником «Ленфильма». Поначалу Кравчук создавал документальные и короткометражные фильмы, а в 2005-м снял первую полнометражную картину «Итальянец». Фильм был представлен на Берлинском кинофестивале, удостоен нескольких призов и номинации на «Оскар».
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров
Режиссер: Кирилл Кузин, 43 года
Финансовый результат: $23,9 млн
Фильмы: «Самый лучший фильм», «Война полов»
Самая успешная картина: «Самый лучший фильм» (сборы $30,5 млн)
Режиссер франшизы «Самый лучший фильм» учился в мастерской рекламы и кино Юрия Грымова. С 1996 года работал на телевидении («Криминальная Россия», «Суд идет»), снимал клипы («Нас не догонят» группы Tatu) и рекламу («Мечты сбываются» для «Газпрома»). Кузин убежден, что пародии нужно снимать — они могут заставить «задуматься хотя бы тех, в ком есть самоирония». Работа в команде с бывшими кавээнщиками сформировала режиссерский подход Кузина к кино: кинематограф в первую очередь имеет развлекательную функцию, поэтому «к кино не стоит относиться как к искусству».
Читайте полную версию рейтинга: 20 самых успешных российских режиссеров