Высшая лига. Какие дорогие франшизы позволяют получать прибыль до 10 млн рублей

Ретейл и общепит — крупнейшие сегменты, представленные во франчайзинге сегодня. Доля каждого составляет примерно по 33% от общего рынка, оценивает Российская ассоциация франчайзинга. Тенденция прослеживается и в рейтинге 30 самых выгодных франшиз в России, который составил Forbes, сгруппировав участников по объему инвестиций в запуск одной франчайзинговой точки: крупные, средние и малые инвестиции соответственно.
В «верхнюю» группу (от 5 млн до 25 млн рублей) вошли два автосервиса, электронный справочник и частный детский сад и сразу шесть кафе. «Среди франчайзи самыми востребованными и успешными остаются общепиты малых форматов: площадью до 150 кв. м, с недорогим оборудованием и инвестициями до 10 млн рублей», — комментирует Ирина Авруцкая, бизнес-консультант и основатель Like4Like Foodservice Consulting, куратор направления «Маркетинг» в Novikov School.
При этом экономика как российских проектов «Шоколадница» и «IL Патио» («Росинтер»), так и западных типа Papa John's или Cofix примерно одинаковая: средняя рентабельность кафе 10–15%, реальный срок окупаемости — от двух лет и более. На фоне падения покупательной способности интерес к таким франшизам снижается, но есть и исключения. Сеть пиццерий «Додо Пицца» в 2019 году выросла более чем на 30% — до 460 точек.
Sun School
Запуск франшизы: 2013
Собственные/франчайзинговые точки: 2/81
Выручка/прибыль: 17,3 млн рублей/5,9 млн рублей
В 2014 году Надежда Фокина основала бренд Sun School. Она выкупила все права на разорившуюся сеть детских садов «Счастливое детство», выплатила долги франчайзи и перезапустила бизнес. В первый год функционирования были закрыты все долги, полностью переработана методическая база франчайзингового пакета и подход к взаимодействию с партнерами. Сегодня сеть насчитывает 83 билингвальных детских сада, которые приносят франчайзи ежегодную прибыль в размере 5,9 млн рублей
Burger Club
Запуск франшизы: 2010
Собственные/франчайзинговые точки: 15/218
Выручка/прибыль: 39,9 млн рублей / 5,1 млн рублей
Сеть Burger Club впервые вошла в рейтинг Forbes в 2014 году и попадала в него трижды. В 2019 году компания снова в списке самых выгодных франшиз. Размер необходимых инвестиций для партнерства с тех пор вырос с 2,7 млн рублей до 5 млн рублей. Но есть и бюджетный вариант: можно открыть небольшое заведение на фуд-корте торговых центров, это на 1 млн рублей дешевле.
Вилгуд
Запуск франшизы: 2014
Собственные/франчайзинговые точки: 5/131
Выручка/прибыль: 41,8 млн рублей / 6,3 млн рублей
Сеть автосервисов открыта в Москве в 2011 году супругами Турсуновыми родом из Узбекистана. Франчайзинг появился спустя три года. Чтобы открыть автосервис с нуля, потребуется в среднем 5 млн рублей. К 2023 году Турсуновы планируют масштабировать сеть в 10 раз, до 1000 точек в России и СНГ.
Шоколадница
Запуск франшизы: 2008
Собственные/франчайзинговые точки: 402/109
Выручка/прибыль: 31,6 млн рублей / 5,4 млн рублей
Самая известная сеть кофеен выросла из советского кафе «Шоколадница». В конце 1990-х оно было приватизировано предпринимателем Григорием Колобовым, а возглавил проект его сын Александр. Франшизу запускали дважды и лишь в 2008-м — успешно. Пока у «Шоколадницы» больше собственных объектов, чем по франшизе, но в планах активное развитие партнерской сети.
2GIS
Запуск франшизы: 2004
Собственные/франчайзинговые точки: 14/85
Выручка/прибыль: 34 млн рублей / 6,8 млн рублей
Картографическая компания 2GIS выпускает одноименные электронные справочники с картами городов с 1999 года. Центральный офис находится в Новосибирске, а в 2004-м компания начала масштабировать бизнес по России при помощи франчайзинга. Сейчас охват 2GIS — более 378 городов в девяти странах. В зависимости от размера города и сложности проекта инвестиции составляют 13–36 млн рублей.
Fit Service
Запуск франшизы: 2013
Собственные/франчайзинговые точки: 12/180
Выручка/прибыль: 21,9 млн рублей / 4,9 млн рублей
Федеральная сеть станций послегарантийного обслуживания автомобилей Fit Service была запущена в 2008 году в Омске. По франшизе работает с 2013 года и сейчас насчитывает 180 станций по всей России, еще 162 точки на стадии открытия. Одно из требований к потенциальным партнерам Fit Service — опыт ведения бизнеса.
IL Патио
Запуск франшизы: 2002
Собственные/франчайзинговые точки: 56/67
Выручка/прибыль: 65 млн рублей / 9,7 млн рублей
Первый семейный ресторан «Патио Пицца» появился в Москве в 1993-м (позже «IL Патио»). Франшиза была запущена в 2002 году, сегодня это самая дорогая франшиза рейтинга: чтобы открыть итальянский ресторан, нужно минимум 20 млн рублей. Средняя годовая выручка такого заведения — 65 млн рублей. Более трети партнеров (35%) владеют двумя и более «IL Патио».
Додо Пицца
Запуск франшизы: 2012
Собственные/франчайзинговые точки: 20/460
Выручка/прибыль: 36 млн рублей / 5,8 млн рублей
Сеть пиццерий основал в 2011 году предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников, прогоревший с книжным бизнесом.Через два года он запустил франшизу, которая сегодня насчитывает 460 точек в России, Великобритании, Германии, Китае. К 2020 году Овчинников планирует открытие еще 400 в США. Минимальные инвестиции — 8 млн рублей, 60% партнеров владеют двумя и более пиццериями «Додо Пицца».
Cofix
Запуск франшизы: 2016
Собственные/франчайзинговые точки: 10/123
Выручка/прибыль: 26,4 млн рублей / 3,2 млн рублей
В 2016 году израильский бренд кофеен привезли в Россию братья-девелоперы Михаил и Григорий Печерские вместе с гендиректором Melsons Group (импортер и производитель снеков, бакалеи, чая и кофе) Сатешем Мелвани. Франчайзинг был запущен практически одновременно с выходом на российский рынок. Сейчас в сети более 120 кофеен. В марте экс-гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин стал акционером Cofix.
Papa John’s
Запуск франшизы: 2010
Собственные/франчайзинговые точки: 131/100
Выручка/прибыль: 35 млн рублей / 3,2 млн рублей
Первая пиццерия Papa John’s была открыта в США в 1984 году, в России появилась в 2003 году. Франшиза действует с 2010 года. Сегодня по франшизе в России открыто 100 точек Papa John’s. Минимальная инвестиция в проект — 10 млн рублей, средний срок окупаемости — 3,5 года. 85% партнеров верят в проект и имеют две и более пиццерий американского бренда.