Пять звезд в чистом поле: как в России построили первый с советских времен аэропорт

Ростовский Платов — первый аэропорт, построенный с нуля в постсоветской России, и первая российская гавань, которая удостоилась пяти звезд авиационной премии Skytrax. Как он появился и почему не все авиакомпании могут себе позволить здесь садиться и взлетать?

Ростовский аэропорт Платов возник в районе станицы Грушевской буквально в чистом поле. С момента закладки первого камня до тестового рейса авиакомпании «Азимут» 18 ноября 2017-го прошло три года.

Ростовчане и гости донской столицы привыкли быстро добираться до аэропорта — дорога из центра занимала всего 15 минут. Старый аэропорт находился на проспекте Шолохова в черте города. Новый, в строительство которого группа «Ренова» Виктора Вексельберга и государство вложили около 47 млрд рублей, разместился в 29 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Из центра города туда можно добраться минут за сорок на автомобиле или за полтора часа общественным транспортом.

Платов — так по предложению жителей Ростовской области назвали аэропорт в честь атамана Матвея Платова — посетил президент Владимир Путин в феврале 2019-го и остался доволен. «Здорово получилось у вас, — вспоминал он через полгода в разговоре с одним из участников стройки. — Спасибо большое. Хороший аэропорт». Площадь нового терминала составила 50 000 кв. м, пропускная способность — 5 млн человек в год. Кроме традиционных для аэропортов кафе, ресторанов и магазинов, здесь можно посмотреть мультимедийную композицию «Платов и его время», примерить электронный костюм казака или казачки и сделать фото на память. В 2019 году аэропорт обслужил 3,06 млн пассажиров.

В марте 2020-го Путин наградил Виктора Вексельберга орденом Александра Невского — «за большой вклад в работу по строительству современных аэропортовых комплексов». Тем же указом такой же орден получил ростовский бизнесмен Иван Саввиди (он был совладельцем старого ростовского аэровокзала), но только «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Строительство нового терминала сопровождалось конфликтом структур миллиардеров Вексельберга и Саввиди.

Южный хаб

Старый ростовский аэропорт построили еще в 1920-е годы далеко за дачными поселками, но постепенно город окружил аэропорт жилой застройкой. Перенести аэропорт планировали еще в 70-е годы прошлого века, однако Министерство гражданской авиации СССР отказалось от проекта, а затем стало не до этого — страна распалась. Вновь о выселении аэропорта за городскую черту заговорили в середине 2000-х.

В 2005 году ростовский аэропорт был всего лишь во второй десятке по пассажиропотоку (685 000 человек). Но авиакомпании отмечали большой спрос на перевозки в этот регион. А главное, российские авиаторы в те годы были увлечены идеей создания в регионах авиационных хабов — крупных пересадочных узлов, в которых соединялись бы региональные и международные линии в обход Москвы. Ростов-на-Дону соперничал с Краснодаром за право быть южным хабом.

В 2011-м пропускная способность терминала достигала 1,5 млн пассажиров в год, но возможности его развития были ограничены. Областные власти активно лоббировали переезд аэропорта. В 2006-м министр транспорта Игорь Левитин поддержал строительство нового аэропорта в пригороде Ростова Батайске на базе бывшего военного аэродрома. Проект предусматривал пропускную способность терминала на уровне 8–12 млн человек, что тогда казалось безумием: все российские авиакомпании в 2005-м перевезли 35,1 млн человек. Минобороны передало администрации Ростовской области земли в районе батайского аэродрома. Но проект столкнулся с очередными трудностями: нужно было переносить свалку и промышленные предприятия. В конце концов решили, что аэропорт надо строить с нуля в чистом поле, и в 2011 году утвердили для этого площадку в районе станицы Грушевской в Аксайском районе неподалеку от Новочеркасска, который основал атаман Платов. 

Дорогая красота

Незадолго до этого, 2 декабря 2010-го, Россия выиграла право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Виталий Мутко, возглавлявший Министерство спорта, оценивал государственные инвестиции в стадионы и инфраструктуру в $10 млрд. Ростов-на- Дону вошел в число городов, которые могут принять матчи чемпионата, и строительство нового аэропорта включили в программу подготовки к чемпионату мира. Возможным инвестором нового ростовского аэропорта называли «Ренову» Виктора Вексельберга. Его структурам уже принадлежал екатеринбургский аэропорт Кольцово, они выиграли конкурс на реконструкцию аэропорта Нижнего Новгорода и претендовали на аэропорт Самары (эти города также оказались в числе хозяев ЧМ-2018). В мае 2012-го «Ренова» официально подтвердила создание совместного предприятия с администрацией Ростовской области для инвестиций в строительство нового аэропорта в Аксайском районе. Областные власти вносили в СП «Ростоваэроинвест» свой пакет в ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону».

Но у старого ростовского аэропорта был еще совладелец — бизнесмен Иван Саввиди, и он был предсказуемо против строительства нового. Структуры Саввиди управляли ростовской гаванью с 2003 года, когда «Аэропорт Ростов-на-Дону» перестал платить дивиденды по итогам 2002-го и привилегированные акции стали голосующими. Добившись выплаты дивидендов через арбитражный суд в 2013 году, Минимущество Ростовской области передало аэропорт в управление «Аэропортам регионов» Вексельберга. Стороны уже который год обмениваются исками, и этот конфликт не завершился до сих пор.

Старый аэропорт опустел в декабре 2017-го, когда все рейсы были переведены в Платов. На его месте структуры Вексельберга планируют построить жилые кварталы с детскими садами, школами, поликлиниками и торговыми центрами. Губернатор Василий Голубев даже просил, чтобы взлетно-посадочная полоса стала местом променада для жителей района. За 2018-й — первый полноценный рабочий год Платова — пассажиропоток ростовской гавани вырос на 20%, до 3,2 млн пассажиров, из которых 150 000 дал чемпионат мира. Поэтому в 2019 году получилось чуть меньше — 3,06 млн.

Платов блестяще прошел аудит международной рейтинговой организации Skytrax (ее сотрудники под видом пассажиров проинспектировали все сервисы) и получил высшую оценку — пять звезд. Российский аэропорт удостоился такой награды впервые за 30 лет существования рейтинга. Платов еще и очень дорогой российский аэропорт. Авиакомпании платят за полеты туда значительно больше, чем в случае со старым ростовским аэропортом. С 2017 года тарифы за взлет и посадку были установлены выше в 1,6 раза, за авиационную безопасность — в 3,2 раза, за предоставление аэровокзального комплекса — в 4,7–5 раз, за обслуживание пассажиров — в 2–3 раза.

Генеральный директор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский в 2017 году объяснял, что 47 млрд рублей инвестиций в объект, построенный в чистом поле, нужно окупать и что, пока аэропорт платит по кредитам, тарифы будут высокими. С авиакомпаниями предварительно консультировались, и они отнеслись с пониманием, говорил он, а качественная инфраструктура — это одно из преимуществ аэропорта. Только вот низкобюджетному перевозчику «Победа» эта красота оказалась не по карману: в феврале она исключила Ростов-на-Дону из своего летнего расписания на 2020 год.