Санкции-невидимки: как изменились доходы крупнейших американских компаний в России при Трампе

Выручка американских компаний, вошедших в рейтинг 50 крупнейших иностранных компаний в России, выросла за время пребывания Дональда Трампа на посту президента США на $3 млрд, несмотря на постоянное ужесточение антироссийских санкций и неутихающие призывы Кремля к импортозамещению. Рост выручки крупнейших американских компаний в России за первые три года Трампа в Белом доме составил 18,3% в рублях и 22,5% в долларах.
Инаугурация Трампа состоялась в январе 2017 года. К тому времени в рейтинг 50 крупнейших иностранных компаний в России Forbes входили девять американских компаний, совокупная выручка которых по итогам 2016 года составила 884 млрд рублей ($13,19 млрд по средневзвешенному курсу за год в 67 рублей за $1). Девять американских компаний попали в рейтинг Forbes и в 2020 году, по итогам прошлого года они заработали в России 1045,7 млрд рублей, или $16,16 млрд в пересчете на доллары.
Из американских компаний, попавших в рейтинг Forbes в этом году, лидерами по росту выручки в России за три года пребывания Трампа у власти оказались в том числе Apple (плюс 52,7%) и PepsiCo (плюс 46,8%). Но их намного опередил Google. В 2017 году компания даже не попала в рейтинг 50 крупнейших иностранных компаний в России — ее выручка по итогам 2016 года составила 29,9 млрд рублей. В 2019 году американский гигант заработал в России 75 млрд рублей. Рост выручки за три года составил, таким образом, 150,8%.
Рост выручки американских компаний в России происходил на фоне все новых санкций в отношении Москвы, вводимых Белым домом (в том числе два пакета санкций в рамках «дела Скрипалей» и ограничения против участников проекта «Северный поток — 2»). Россия формально также не осталась в долгу: летом 2018 года президент Владимир Путин подписал закон «О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств», в рамках которого правительство может вводить запреты на ввоз продукции и сырья, приостанавливать международное сотрудничество с недружественными странами и ограничивать участие иностранных компаний в приватизации и государственных закупках в России.
В целом все 50 крупнейших иностранных компаний в России заработали в 2019 году 7,1 трлн рублей, годовой рост их суммарной выручки составил 3,92%. Выручка американских компаний, оказавшихся в рейтинге, за год практически не изменилась в рублях (1038,3 млрд рублей в 2018 году и 1045,7 млрд рублей — в 2019-м), но оказалась чуть ниже в долларом эквиваленте ($16,56 млрд по итогам 2018 года и $16,16 млрд — по итогам 2019-го).
Пепсико Холдингс (PepsiCo)
Место в рейтинге: 8
Начало работы в России: 1974
Выручка в 2016 году: 177 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 259,8 млрд рублей
PepsiCo — один из крупнейших в России производителей продуктов питания. Компания — лидер по промышленной переработке картофеля и один из ведущих переработчиков сырого молока. Ее выручка в России за год выросла на 6,8%, в целом по миру — на 4%. Российский рынок является для компании третьим по объему выручки после США и Мексики. Бренды соков J7, молочных продуктов «Домик в деревне», йогуртов «Чудо» и детского питания «Агуша» появились у «Пепсико» в 2011 году после покупки «Вимм-Билль-Данна», по оценке, за $5,4 млрд. Позднее к ним добавились бренды «Я», «Фруктовый сад», «Любимый», «Веселый молочник», BioMax и др. В сентябре 2020 года PepsiCo начала строительство нового завода по производству соленых снеков в Новосибирской области. Всего в России уже работает более 20 предприятий компании, в которые PepsiCo за все время инвестировала более $10 млрд.
Проктер энд Гэмбл (Procter & Gamble)
Место в рейтинге: 22
Начало работы в России: 1991
Выручка в 2016 году: 144 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 110 млрд рублей
Американская компания Procter & Gamble пришла в Россию в 1991 году. Сегодня в Новомосковске Тульской области работает один из крупнейших в Европе заводов по производству стиральных порошков, бытовой химии и бумажных средств личной гигиены. Около 25% продукции, производимой на заводе, экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Другой завод, в Санкт-Петербурге, специализируется на производстве бритвенных станков и лезвий Gillette.
На долю российского подразделения приходится 2,4% глобальной выручки компании.
Марс/Ригли (Mars)
Место в рейтинге: 20
Начало работы в России: 1991
Выручка в 2016 году: 125 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 139,2 млрд рублей
Компания Mars пришла на российский рынок в 1991 году, когда в страны СНГ поступили первые 23 т шоколада Snickers, Mars, Milky Way и Raider. В 1995 году компания открыла собственное производство в России — шоколадную фабрику и завод по производству кормов для кошек в Ступино, Московская область. Сегодня десять заводов компании работают в пяти регионах России.
На долю России приходится 5,6% глобальной выручки Mars Inc.
Эппл Рус (Apple)
Место в рейтинге: 14
Начало работы в России: 2011
Выручка в 2016 году: 124 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 189,3 млрд рублей
Американская корпорация Apple зарегистрировала компанию «Эппл Рус» в России в 2011 году. В первом рейтинге 50 крупнейших иностранных компаний в России в 2015 году компания заняла 20-е место с выручкой по итогам 2014 года в 96,1 млрд рублей. Последние два года выручка Apple в России падает: в 2018 году она сократилась на 7,2%, в 2019-м — на 4%.
В июле этого года рыночная капитализация американской Apple Inc. достигла $1,786 трлн, и она стала самой дорогой компанией в мире. На долю российского подразделения приходится 1,1% глобальной выручки корпорации.
Макдоналдс (McDonald's)
Место в рейтинге: 32
Начало работы в России: 1990
Выручка в 2016 году: 80 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 77,2 млрд рублей
Американская сеть ресторанов быстрого обслуживания работает в России с 1990 года. Сегодня в нашей стране насчитывается 760 ресторанов McDonald's, которые ежедневно посещают 1,8 млн человек.
По итогам 2019 года выручка сети в России сократилась на 8,5%. На долю российских ресторанов приходится 5,7% глобальной выручки компании.
Каргилл (Cargill)
Место в рейтинге: 28
Начало работы в России: 1991
Выручка в 2016 году: 72 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 81,3 млрд рублей
Компания «Каргилл» открыла свое представительство в Москве в 1991 году и с тех пор инвестировала в развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности страны более $1,1 млрд. Сегодня компания имеет индустриальный комплекс по переработке зерна в Ефремове (Тульская область), элеватор в Воронежской, маслоэкстракционный завод в Волгоградской и комбикормовый завод в Ростовской областях. А также фабрику «Геркулес» в Клину и речной терминал по отгрузке зерна в Ростове-на-Дону.
На долю российских предприятий приходится 1,1% всей глобальной выручки компании.
Мон'дэлис Русь (Mondelez)
Место в рейтинге: 47
Начало работы в России: 1994
Выручка в 2016 году: 57 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 53,7 млрд рублей
Компания работает на российском рынке более 25 лет, выпуская известные бренды шоколада (Alpen Gold, Milka и Picnic), печенья («Юбилейное» и Oreo), жевательной резинки Dirol и леденцов Halls. «Мон’дэлис Русь» принадлежат три завода во Владимирской и Новгородской областях. На их долю приходится 3,2% всей глобальной выручки компании.
Джонсон энд Джонсон (Johnson & Johnson)
Место в рейтинге: 44
Начало работы в России: 1991
Выручка в 2016 году: 51 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 60,2 млрд рублей
Американская компания Johnson & Johnson производит лекарственные препараты, санитарно-гигиенические товары и медицинское оборудование. В России с 1991 года. В настоящее время Johnson & Johnson разрабатывает и проводит испытания вакцины против COVID-19. В разгар пандемии компания выделила более 150 млн рублей на борьбу с новой коронавирусной инфекцией в России, на Украине и в странах СНГ.
На долю России приходится 1,1% всей глобальной выручки компании.
Гугл (Google)
Место в рейтинге: 35
Начало работы в России: 2005
Выручка в 2016 году: 29,9 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 75 млрд рублей
ООО «Гугл» было зарегистрировано в России в 2005 году. Среди видов деятельности, которые указаны в регистрационных данных, — деятельность рекламных агентств, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и исследования конъюнктуры рынка. За пять лет выручка компании выросла в три раза: с 22,7 млрд рублей в 2015 году до 74,95 млрд — в 2019-м.
Доля России составляет лишь 0,7% во всей глобальной выручке компании — это один из самых низких показателей среди 50 участников рейтинга, ниже только у нефтегазового гиганта Shell (0,4%).
Форд Соллерс (Ford Motor)
Место в рейтинге: -
Начало работы в России: 1996
Выручка в 2016 году: 54 млрд рублей
Выручка в 2019 году: 44,85 млрд рублей
Ford Motor продает свои автомобили в России с 1996 года. В 2011 году было зарегистрировано СП американской компании и российского автопроизводителя «Соллерс». В 2019 году Ford принял решение уйти из легкового сегмента в России, заводы компании во Всеволожске и Набережных Челнах были выставлены на торги. ПАО «Соллерс» получило 51% уставного капитала в СП с Ford Motor и продолжило выпуск коммерческих автомобилей Ford Transit в Елабуге. И «Форд Соллерс» перестал попадать в рейтинг Forbes, так как иностранная доля в СП упала ниже 50%.