К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Референдум в Турции: бизнес поддержал Турцию Эрдогана

Фото REUTERS / Huseyin Aldemir
Фото REUTERS / Huseyin Aldemir
Негативной реакции на итоги референдума от представителей бизнеса не последовало. Своих «ходорковских», которые стали бы открыто противостоять власти, в Турции нет

Турция не будет прежней. В воскресенье, 16 апреля, турецкий народ проголосовал за изменение формы правления с парламентской на президентскую. Референдум в Турции закончился победой режима Эрдогана. За конституционные поправки, существенно расширяющие президентские полномочия президента и упраздняющие пост премьер-министра страны, проголосовали 51,4% граждан Турции, против — 48,6%.

Теперь Эрдоган может выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах в 2019 году и теоретически находиться у власти до 2029 года. Отныне ничто не стоит на пути турецких властей в их стремлении строить «Новую Турцию». Для кого-то — сильную президентскую державу, для кого-то — авторитарную страну, где такие ценности, как права человека и свобода слова ничего не значат. Если посмотреть на географию голосования, то видно, что режим поддержали в основном в провинциях, расположенных в центральной, северной и северо-восточной частях Турции. «Против» голосовали больше в мегаполисах и курортных городах. Явка по стране составила 86%.

Турецкий бизнес на протяжении всей предреферендумной кампании — как властей, призывающих голосовать за конституционные поправки, так и оппозиции, выступавшей против, вел себя крайне сдержанно. Представители ведущих турецких бизнес-ассоциаций старались лишний раз не привлекать внимание к себе какими-либо заявлениями по предстоящему референдуму, не говоря уже про неблагодарные прогнозы.

 

Бизнес по-турецки

Исторически так сложилось, что турецкий бизнес в подавляющем большинстве представляет собой бизнес семейный: когда-то дед открыл свое дело, передал сыновьям, те — своим детям, и так по цепочке. Как правило. в типичной турецкой компании все в той или иной степени приходятся друг другу родственниками. В Турции есть свои семьи-олигархи — семья Коч, владеющая Koç Holding, семья Сабанджи, владеющая Sabanci Holding, семейство Тара-Гючелик, владеющее группой компаний Enka и другие. Все, кстати, входят в глобальный список Forbes «2000 самых крупных компаний мира».

 

Семейные компании выстраивают на прочности родственных связей не только собственно бизнес. В том, что касается взаимодействия с властями, они тоже предпочитают не действовать в одиночку, а объединяются в бизнес ассоциации. Турецкие бизнесмены объясняют это так: действуя вместе, в ассоциации, легче вести диалог с властями, проще получить необходимую консультацию по тем или иным вопросам. По сути, за ежемесячный членский взнос в той или иной ассоциации они получают право быть в курсе последних новостей своей сферы, ездить на интересующие их мероприятия, решать свои проблемы с помощью налаженных каналов связи с руководством страны и так далее.

В Турции существует несколько бизнес-ассоциаций, но все стараются примкнуть к двум крупнейшим. Это Союз независимых производителей и бизнесменов Турции (MUSIAD) и Союз предпринимателей и промышленников Турции (TUSIAD). Первая организация считается представителем консервативных религиозных кругов, вторая — светских. До недавнего времени действовала еще одна крупная бизнес-ассоциация — Конфедерация промышленников и предпринимателей Турции (TUSKON). Однако после неудавшегося переворота в стране в июле прошлого года на близкую к зачинщику переворота богослову Фетхулаху Гюлену ассоциацию начались гонения.

Читать также: От любви до ненависти: как лучший друг Эрдогана стал его заклятым врагом

 

Реакция на референдум

Негативной реакции (по крайней мере публичной) на итоги референдума от представителей бизнеса не последовало. Своих «ходорковских», которые стали бы открыто высказывать противоречащее «генеральной линии» мнение, в Турции нет. Даже те представители турецкого бизнеса, которые поддерживают оппозицию и которых результаты референдума огорчили, вынуждены смириться и предпочли никак не комментировать итоги.

Близкая к консервативным кругам и, соответственно, нынешнему турецкому режиму бизнес-ассоциация MUSIAD первой высказалась по поводу прошедшего референдума. Председатель объединения Наил Олпак заявил, что от этого решения выигрывает «наша нация», которая сказала «да» стабильности и безопасности. «Мы уважаем решение народа и благодарим его», — заявил представитель MUSIAD.

Представитель еще одного объединения — Стамбульской ассоциации производителей и экспортеров текстиля и готовой одежды (ITKIB) позитивно оценил итоги референдума и заявил, что сейчас Турцию ожидает новый период. Конфедерация молодых предпринимателей Турции (TÜGİK) также поддержала итоги референдума. «Победа на референдуме — это победа нашей страны, победа нашего единства. Сегодня Турция проголосовала за стабильное экономическое развитие», — сказал представитель объединения Экран Гюрал. Другие небольшие бизнес-ассоциаций, близкие к турецким властям, также высказались в позитивном ключе.

Союз предпринимателей и промышленников Турции (TUSIAD), крупная бизнес-ассоциация наряду с MUSIAD, объединяющая светских бизнесменов и идейно близкая к светской оппозиции, выпустила пресс-релиз, в котором весьма осторожно прокомментировала итоги референдума. «Народ Турции проголосовал на референдуме за предложенные поправки. Мы живем в период исторически важных глобальных перемен. Несмотря на результаты референдума, мы должны объединить усилия во имя более сильной Турции», — отмечается в пресс-релизе ассоциации. TUSIAD также призвала найти общее решение экономических проблем, с которыми столкнулась Турция в последнее время.

 

Действительно, экономика Турции претерпевает не лучшие времена. В прошлом году турецкая лира сильно обесценилась по отношению к американскому доллару на 18%. После аргентинского песо лира стала второй в рейтинге самых слабых валют 2016 года. Эрдоган даже был вынужден запустить кампанию по спасению лиры, призывая граждан сдавать доллары и евро. За прошедший год сильно сократились иностранные инвестиции. По сравнению с 2015 годом иностранные инвестиции сократились на 44,3% (период январь—октябрь). Произошел спад более чем на 32% в сфере туризма.

Необходимость конституционных поправок для перехода к президентской форме правления нынешние власти Турции как раз и объясняли экономическими выгодами — в сильную и стабильную страну хлынет поток инвестиций, станут снова приезжать иностранные туристы. Удастся ли победителям референдума добиться обещанной стабильности, покажет время и реакция тех, кто голосовал против поправок на референдуме. Сразу после оглашения предварительных результатов референдума жители Измира и Стамбула вышли на улицы с протестами. Вполне возможно, что на этом протестные настроения не закончатся, а расширятся географически и приобретут массовый характер. Все-таки 48,6%, проголосовавших против, не стоит так сразу сбрасывать со счетов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+