К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дорогие товарищи: что будет с футболом после трансферного безумия лета-2017

Фото Mehdi Taamallah / NurPhoto via ZUMA Press
Фото Mehdi Taamallah / NurPhoto via ZUMA Press
Почему футбольные клубы готовы платить огромные деньги за суперзвезд

Лето-2017 обновило несколько трансферных рекордов мирового футбола. Клубы английской Премьер-лиги сообща потратили на переходы игроков €1,3 млрд. «ПСЖ» дожал «Барселону» в битве за Неймара, заплатив почти втрое больше того, что «Реал» в 2009-м отдал «Манчестер Юнайтед» за Криштиану Роналду, и ищет способ купить 18-летнего вундеркинда «Монако» Килиана Мбаппе, не нарушая финансовый фэйр-плейЭксперт Forbes объясняет, чем обусловлен такой мощный рост цен на футбольном рынке и что его ждет дальше.

Громкий переход Неймара из «Барселоны» в «ПСЖ», а, точнее, сумма, за него заплаченная (£198 млн), не должна удивлять. На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем очередной этап процесса, который стартовал одновременно с появлением на свет системы трансферов в профессиональном футболе.

Если изучить статистику сделок на этом рынке, несложно заметить, что примерно каждые десять лет уровень цен на суперзвезд переживает скачкообразный рост.

 

1973 год — за переход Йохана Кройфа из «Аякса» «Барселона» платит £922 000 фунтов (здесь и далее все суммы приведены в английских фунтах, поскольку общеевропейская валюта — евро — была введена в обращение лишь в 1999 году. — Forbes). 1982-й — трансфер Диего Марадоны из «Бока Хуниорс» в ту же «Барселону» стоит £3 млн. 1992-й — Жан-Пьер Папен переходит из «Марселя» в «Милан» за £10 млн.

С наступлением нового века динамика роста цен сохраняется: 2000 год — ставший прологом эры «галактикос» переход Луиша Фигу в «Реал», за который его до сих пор проклинают болельщики «Барселоны», оценивается в £37 млн. А в 2009 году Криштиану Роналду отправляется из «Манчестер Юнайтед» в «Реал» уже за £80 млн.

 

На фоне этой исторической последовательности рекордный трансфер Неймара из «Реала» в «ПСЖ» (£198 млн, или €222 млн) уже не кажется чем-то неслыханным. Более того, он просто напрашивался: нечто подобное обязательно должно было случиться, не сейчас, так годом–двумя позже.

И в этом нет и доли безумия — исключительно коммерческий расчет. Суперзвезды — это двигатели футбола, главный инструмент его капитализации. Неслучайно именно в начале 2000-х очередной скачок роста цен на выдающихся игроков совпал с таким же бурным ростом футбольного спонсорства и широким распространением мерчандайзинга.

Сколько спонсоров было у клубов во второй половине 90-х годов прошлого века? Как правило, два — технический (экипировщик) и титульный (реклама на груди игровых футболок). Теперь же их количество может измеряться несколькими десятками, а выплаты по спонсорским контрактам — десятками миллионов.

 

Nike по новому 8-летнему контракту будет платить «Барселоне» рекордные на данный момент €105 млн за сезон (и это по фиксированной ставке, без учета всевозможных бонусов) не в последнюю очередь потому, что у «Барсы» есть Лионель Месси.

«ПСЖ» в первый же день после трансфера Неймара продал 10 000 его футболок по цене €140, получив с каждой из них роялти от Nike  в размере €30. Более того, подписание бразильца может стать для французского клуба весомым козырем в переговорах об увеличении выплат по контракту со своим экипировщиком (по действующему соглашению «ПСЖ» получает от Nike €20 млн за сезон без учета бонусов) и титульным спонсором (сейчас авиакомпания Emirates платит клубу около €25 млн в год). Впрочем, это касается и всех остальных партнеров команды — как нынешних, так и потенциальных.

Кроме того, посмотрев на трансфер бразильца с другой стороны, можно с уверенностью констатировать, что этот переход пойдет на пользу не только «ПСЖ», но и всему французскому чемпионату. Прежде всего, это касается телевизионных прав Лиги 1. Нынешний телеконтракт (до 2020 года) приносит €726,5 млн в год, и появление Неймара наверняка станет фактором, который сыграет на увеличение этой суммы. Поскольку доходы от реализации медиаправ распределяются между всеми командами чемпионата, очевидно, что в выигрыше окажется не один «ПСЖ».

Будет ли УЕФА ужесточать правила финансового fair play после такого скандального трансфера? Полагаю, что этого не случится. Во-первых, эти правила и так достаточно жестки и эффективны, а лазейки, подобные той, которой воспользовался «ПСЖ» (формально трансфер Неймара у «Барселоны» выкупил не клуб, а сам футболист на деньги, полученные от владеющей командой инвестиционной группы за согласие стать послом чемпионата мира в Катаре), найдутся в любом законе. Во-вторых, конфликты с суперклубами вообще не в интересах УЕФА. Жесткое противостояние с «ПСЖ» по вопросу о переходе Неймара в конечном итоге может привести к возрождению идеи о создании чемпионата G14 — наднациональном, независимом от УЕФА и его правил клубном турнире с участием богатейших европейских команд. Наконец, в-третьих, одной из главных задач УЕФА, прописанных в уставе организации, является популяризация футбола в странах, являющихся ее членами, и переезд Неймара, несомненно, поспособствует ее выполнению во Франции.

Будет ли ценовая гонка в футболе продолжаться? Да, будет. Но это касается не цен на футболистов вообще, а стоимости суперзвезд — ярких личностей, сочетающих в себе талант спортсмена и мощный маркетинговый потенциал. Разница между ними и просто высококлассными игроками примерно такая же, как между бриллиантами в ювелирных магазинах и «Розовой Звездой», самым дорогим драгоценным камнем в мире ($71,2 млн на аукционе Sotheby’s в апреле 2017-го. — Forbes), цена которого в дальнейшем будет только расти. Что же касается просто крепких профессионалов, то, на мой взгляд, их средняя стоимость в ближайшем будущем стабилизируется и даже будет снижаться.

 

Такой прогноз  связан с расцветом футбольных академий в Европе и Латинской Америке. Они работают по схожим принципам и ежегодно поставляют на рынок большое количество квалифицированных игроков, среди которых достаточно много детей продолжающих прибывать в Европу мигрантов — эти парни, как оказалось, могут представлять интерес не только для вербовщиков террористических организаций.

Кроме того, в последнее время многие европейские клубы открывают филиалы своих школ в Азии, в том числе в Китае и Индии, странах с миллиардным населением. Такие школы есть у «Барселоны», «Манчестер Юнайтед», «Милана», у того же «ПСЖ». В крупнейшей шанхайской школе «Валенсии» занимаются 2500 детей и подростков, и кроме нее у клубной академии есть подразделения в Малайзии и Сингапуре. «Бавария» запустила свою академию в Хиросиме. «Аякс» в этом качестве приходит в Казахстан, «Реал» — в Узбекистан. Нынешней весной о планах в следующем сезоне открыть филиал своей академии в Китае первым из отечественных клубов объявил московский «Спартак». Перечислять примеры можно долго.

На мой взгляд, такое развитие событий уже в ближайшие 5-10 лет приведет к тому, что предложение на рынке игроков превысит спрос, а это, в свою очередь, неизбежно понизит стоимость как среднего футбольного трансфера, так и размер средней зарплаты среднестатистического профессионального футболиста.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+