Деньги против мечты. Будет ли в «Формуле-1» новый пилот из России

Сергей Сироткин может стать призовым пилотом Williams благодаря финансовой поддержке проекта «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга Сергей Сироткин может стать призовым пилотом Williams благодаря финансовой поддержке проекта «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга Фото XPB / PA Images / TASS
Третьим в истории российским пилотом «Формулы-1» может стать москвич Сергей Сироткин. Его дебют в чемпионате мира обойдется структурам Бориса Ротенберга в $15 млн

В 2018 году в «Формуле-1» должен появиться новый гонщик из России — 22-летний москвич Сергей Сироткин. По сведениям российского издания F1News, пилот подписал контракт с Williams — одной из самых старых и успешных (в прошлом) команд «Формулы-1». В активе Williams семь чемпионских титулов и девять кубков конструкторов, последний из который выигран в 1997 году. Команда уже давно не претендует на победы, но остается в группе середняков и регулярно набирает очки.

Сироткин сможет стать третьим в истории призовым пилотом «Формулы-1» из России. С 2010 по 2012 год в чемпионате мира участвовал Виталий Петров, с 2014 по 2017 год — Даниил Квят. Сейчас оба спортсмена потеряли места в «Ф-1» из-за слабых выступлений. На что может рассчитывать в чемпионате Сироткин и какую роль в его трудоустройстве сыграл миллиардер Борис Ротенберг, президент FIA Жан Тодт и владельцы «Формулы-1» — в материале Forbes.

Кто платит за Сироткина

Сергей Сироткин не смог бы попасть в «Формулу-1» без спонсорской поддержки «СМП Рейсинг» — так называется программа поддержки российских гонщиков. Ее основал миллиардер Борис Ротенберг, занимающийся банковским и девелоперским бизнесом. На сайте подконтрольного Ротенбергу СМП Банка «СМП Рейсинг» значится в качестве аффилированной организации, но точная структура владения этой компанией до конца не ясна.

По словам источника Forbes, ранее сотрудничавшего с «СМП Рейсинг», «в банке Ротенберг зарабатывает, в гонках — тратит». Финансовая модель «СМП Рейсинг» действительно не предусматривает получения прибыли. На протяжении последних лет эта организация оплачивает присутствие россиян в автоспорте: на деньги «СМП Рейсинг» функционируют команды в чемпионате мира по гонкам на выносливость, Формуле V8 3.5 и других гоночных сериях. Эта же структура содержит собственный чемпионат для начинающих пилотов: первенство получило название «СМП Формула-4», один из этапов является гонкой поддержки для Гран-при России «Формулы-1» в Сочи.

Отдельная статья бюджета — спонсорство российских пилотов, выступающих в различных чемпионатах по всему миру. К примеру, в 2017 году «СМП Рейсинг» оплатила провальную кампанию Михаила Алёшина в американской серии IndyCar. Россиянин занял 19-е место и был уволен до завершения сезона. Параллельно компания Ротенберга финансирует выступления Сергея Сироткина в европейских гонках. На деньги «СМП Рейсинг» москвич провел два полных сезона в молодежном первенстве GP2 — эта серия считается последней ступенью на пути в «Формулу-1». В 2015 и 2016 годах Сироткин занимал третье место в этом чемпионате, а сезон-2017 провел в качестве резервного гонщика команды Renault в «Ф-1». При этом на бортах автомобилей Renault появились наклейки SMP Racing.

За возможность провести полный сезон в команде Williams компания Ротенберга заплатит британскому коллективу $15 млн. Об этом независимо друг от друга сообщили канадская газета Le Journal de Montreal, британский еженедельник Autosport, немецкое издание Motorsport-Total и российский F1News. В пресс-службе «СМП Рейсинг» проигнорировали вопросы Forbes, коммерческий директор «СМП Рейсинг» также не ответил на вопросы.

Польский вопрос

В своих интервью Сергей Сироткин не раз говорил о том, что надеется попасть в основной состав «Ф-1» вместе с Renault. Тем не менее французы предпочли другого пилота. В этот момент и возник вариант с Williams. Британский коллектив рассчитывал подписать контракт с польским гонщиком Робертом Кубицей, но не был уверен в своем выборе. В 2011 году Кубица попал в страшную аварию, которая лишила подвижности его правую руку и едва не привела к ампутации. Роберт потратил несколько лет на выздоровление: долгое время казалось, что вернуться в «Формулу-1» с такими травмами у него не получится.

Тем не менее в 2017 году Кубица начал планомерно готовиться к возвращению в чемпионат. Поляк провел серию тестов, в ходе которых показал свою способность полноценно управлять машиной. Камбэк Кубицы мог бы стать главным сюжетом «Ф-1» в следующем сезоне и рождественской сказкой в этом году — как история несгибаемого духа и невероятного упорства. К тому же возвращение Кубицы было мечтой тысяч любителей «Формулы-1» по всему миру: многие болельщики помнят его невероятные гонки 2008-2010 годов.

Чтобы оценить реальную скорость Кубицы после травмы, Williams пригласила его на тесты вместе с Сироткиным. По сути, Сергей выступал в роли ориентира, время которого Кубица должен был перекрыть. К всеобщему удивлению оказалось, что поляк едет медленнее россиянина.

«В Williams не испытывали Сироткина прежде, — рассказал гоночный журналист и комментатор Уилл Бакстон в эфире британского Sky Sports. — И вот они приглашают его на тесты и видят: у парня есть темп на длинных отрезках, у него есть хорошая квалификационная скорость, он отлично умеет объяснять инженерам нюансы поведения машины, и, кстати, у него есть $15 млн в течение двух лет — то есть за два года выступлений Сироткина команда сможет заработать $30 млн».

В последние 10 лет Williams, в принципе, ориентируется на пилотов со спонсорским бюджетом — так называемых рента-драйверов, рассказал Forbes собственный источник в паддоке «Формулы-1». Среди них иногда встречаются действительно быстрые гонщики — как, например, Вальттери Боттас, дебют которого оплатили финские компании Wihuri и Kemppi. Впрочем, в большинстве случаев единственным козырем рента-драйверов остаются деньги. Примеры бывших пилотов Williams Пастора Мальдонадо и Бруно Сенны показывают, что такие гонщики не могут закрепиться в чемпионате без денег и теряют место, как только спонсоры перестают платить.

В конце этого года у Williams оказалось два денежных претендента на место. «СМП Рейсинг» пообещала заплатить за Сироткина $15 млн, в то время как в активе Кубицы была польская нефтяная компания Lotos с $7 млн. Несмотря на разницу в суммах, Кубица оставался кандидатом №1, так как команда верила, что Роберт поедет быстрее. Очное сравнение сыграло против поляка: у Williams остались сомнения в том, что покалеченный гонщик будет стабильно выдерживать серьезные физические нагрузки «Формулы-1».

Сейчас у гоночного коллектива мало спонсоров, а неравномерное распределение призовых от администрации «Формулы-1» не позволяет команде рассчитывать на такие же бюджеты, как у Ferrari или Mercedes AMG. Нынешний пилот Williams Лэнс Стролл также попал в команду благодаря деньгам: отец канадского пилота Лоренс Стролл платит британскому коллективу $25 млн в год только за то, чтобы Лэнса не увольняли независимо от его результатов. В таких условиях выбор команды в пользу более богатого пилота смотрится обоснованным.

При чем здесь FIA и гонка в Сочи

Наличие Гран-при России в календаре «Формулы-1» и дружба президента FIA Жана Тодта с главой Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктором Кирьяновым помогли Сироткину получить преимущество над Робертом Кубицей. Для руководящих спортом FIA и FOM (Formula One Management — компания, которой принадлежит «Формула-1») Россия выглядит более перспективным рынком, чем Польша: в настоящий момент польские спонсоры никак не представлены в чемпионате, а страна не принимает у себя Гран-при. В это же время у России есть «Сочи Автодром», а также несколько активных спонсоров, среди которых банковская группа ВТБ (финансирует Гран-при России) и «Лаборатория Касперского» (поддерживает Ferrari). Неслучайно в качестве альтернативного кандидата для Williams СМИ называли Даниила Квята.

Дополнительным доводом в пользу Сироткина стали его выступления в серии GP2. Сейчас этот молодежный чемпионат проводится под брендом «Формула-2», а все коммерческие права принадлежат той же компании FOM. Осенью 2017-го руководитель «Ф-2» Бруно Мишель провел несколько встреч с президентом FIA Жаном Тодтом и главой «Ф-1» Чейзом Кэри. На этих встречах Мишель требовал от FIA большей помощи в развитии чемпионата. Босс «Формулы-2» заметил, что за последние годы в «Формулу-1» начали все чаще брать гонщиков из других серий — к примеру, из «Формулы-3» или кузовного первенства DTM. Такой тренд ослаблял позиции «Ф-2» и подрывал репутацию этого чемпионата как «кузницы кадров» для «Ф-1».

Как стало известно Forbes от источника, знакомого с ходом переговоров, Жан Тодт обещал Мишелю и Кэри надавить на команды «Формулы-1», чтобы те более активно нанимали выходцев из GP2/«Ф-2». Отчасти из-за этого Тодту не понравилось, что Williams ведет переговоры с Кубицей: по сведениям знающих ситуацию источников, 71-летний президент FIA даже назвал 33-летнего поляка пенсионером. Вскоре в прессе появилась информация, что в Williams готовы отказаться от сотрудничества с Кубицей и предпочесть Сироткина.

Жан Тодт лояльно относится к бизнес-интересам Бруно Мишеля в том числе благодаря тому, что одним из ключевых игроков в «Формуле-2» является его сын Николя Тодт. Француз руководит одной из команд этого чемпионата, а также работает менеджером нескольких пилотов «Ф-2». Таким образом, сильное положение «Формулы-2» в международной гоночной иерархии создаст все условия для процветания личного бизнеса Николя Тодта.

Гонщик с мешком миллионов

Широкая публика узнала о Сергее Сироткине в 2013 году: в 17 лет он выступал в юниорской серии Формула-Renault 3.5. Летом 2013-го менеджеры Сироткина пообещали команде-аутсайдеру «Формулы-1» Sauber сотни миллионов евро от российских спонсоров — при условии, что команда зачислит Сергея в основной состав. Среди будущих спонсоров назывались Государственный фонд развития Северо-Запада РФ, Международный фонд инвестиционного сотрудничества и Национальный институт авиационных технологий, который возглавлял отец гонщика Олег Сироткин.

Контракт был подписан, но ни один из спонсоров так и не пришел. В результате Сироткин остался без места в «Ф-1», а заодно получил репутацию денежного мешка. В автоспорте всегда настороженно относятся к подобным пилотам. Принято считать, что гонщик, единожды заплативший за свои выступления, обречен искать спонсоров до конца карьеры. Разорвать порочный круг очень сложно. После 2013 года Сироткин провел несколько сильных сезонов в молодежных формулах, но шлейф той истории тянется за ним до сих пор.

Чтобы отделаться от ярлыка рента-драйвера, Сергею придется показывать выдающиеся результаты. Такая вероятность существует. На стороне Сироткина минимальные ожидания, а также слабый напарник Лэнс Стролл. Впрочем, даже разгром канадского пилота не гарантирует Сироткину будущего в «Формуле-1» — репутация Стролла слишком плоха, чтобы победа над ним считалась серьезным достижением.

На момент написания статьи команда Williams не подтвердила подписание контракта с Сироткиным. По сведениям издания CircusF1, менеджмент Кубицы смог сорвать заключение договора с Сироткиным: якобы представители Роберта пообещали Williams $7 млн не за полный сезон-2018, а только за первые семь этапов чемпионата. Если команду устроит скорость и выносливость Кубицы, то Роберт сможет сохранить место до конца года. Если же поляк выступит ниже ожиданий, Williams получит право уволить Кубицу и заменить его на Сироткина — без финансовых потерь.

Какой вариант выберет команда, пока неясно. В одном можно быть уверенным: деньги Ротенберга наверняка помогут Сироткину попасть в «Формулу-1», а говорить о том, что Сироткина взяли исключительно за скорость, будет неправильно. Если бы Williams действительно смотрела только на талант пилота, место получил бы Паскаль Верляйн: молодой, но уже проверенный в «Формуле-1» гонщик, в резюме которого два сильных сезона в чемпионате мира. Увы, солидной спонсорской поддержки у немца нет. Только когда в Williams поняли, что не смогут заработать денег на Верляйне, команда переключилась на других кандидатов.

Прямо сейчас Сироткин выглядит гибридом Петрова и Квята: у Сергея есть бюджет, как у первого россиянина в «Ф-1», и скорость, как у второго. В теории это делает москвича самым перспективным пилотом из России на данный момент. В то же время наличие спонсора ставит Сироткина в уязвимое положение — ведь если Борис Ротенберг по какой-то причине решит прекратить финансовую помощь Williams, то Сергей с высокой вероятностью потеряет место в чемпионате. Впрочем, пока Ротенберг исправно платил всем командам, так что у Сироткина есть по крайней мере два сезона, чтобы проявить себя.

Новости партнеров