К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Макроэкономика не виновата: бизнес сам загнал себя в ловушку

Фото  REUTERS / Robert Galbraith
Фото REUTERS / Robert Galbraith
Предпринимательство заключается в умении быть успешным даже в неблагоприятных обстоятельствах и при любом состоянии экономики

В сегодняшней российской реальности крупный бизнес находится в более выгодном положении, чем мелкий и средний, хотя он и обременен колоссальными издержками и менее проворен. У крупного бизнеса есть доступ к капиталу, он опирается на государство — формально или неформально. Ему часто проще защититься от различных агрессивных выпадов извне, у него есть административный и финансовый ресурс, есть инвестиции и кредиты.

У малого и среднего бизнеса (МСБ) всего этого чаще всего нет. И в ближайшие годы ему не приходится надеяться на улучшение внешней конъюнктуры — предпосылок для того, чтобы нефть подорожала, а капитал подешевел, нет и не предвидится. Кроме того, государство последовательно и методично наступает на малый бизнес — от ограничений применения вмененного налога до ЕГАИС и электронных чеков. И в ближайшие годы это наступление, судя по всему, продолжится. МСБ жалуется, что государство не только не помогает ему, но и ведет себя так, словно хочет его извести. С одной стороны, жалобы отнюдь не беспочвенны. С другой стороны, энергии, потраченной на них, можно найти лучшее применение. Конечно, в России десятки тысяч предприятий МСБ, и у всех своя ситуация. Однако во многих случаях МСБ сделал еще далеко не все, чтобы утверждать, что во всем виноваты только налоги.

Во-первых, тратить время на негодование имеет смысл только в том случае, если есть возможность что-либо изменить. Государственная машина сейчас действует против МСБ, но жизнеспособность бизнеса не должна зависеть от закона или системы налогообложения. В конце концов, предпринимательство заключается в умении быть успешным даже в неблагоприятных обстоятельствах. Транснациональные компании без труда адаптируются к налоговому законодательству разных стран потому, что их бизнес-модели сфокусированы на потребителе и на продукте. А если у вас есть продукт, интересный потребителю, деньги на уплату налогов найдутся всегда. Поэтому время, потраченное на возмущение, лучше потратить на решение насущной задачи — что нужно изменить в текущей бизнес-модели, чтобы она была успешна и в таких условиях? И это возможно, хотя и непросто.

 

Во-вторых, в некоторых случаях МСБ сам загнал себя в ловушку, выстроив бизнес-модель так, что главным фактором прибыльности стал уход от налогов (занижение таможенных пошлин, дробление бизнеса и т. д.). Но это стало невозможно, точнее — слишком дорого, и к этому бизнес оказался не готов. Но как мы не раз видели, у таких компаний есть успешные конкуренты, полностью выплачивающие все налоги. Значит, в принципе это возможно — нужно менять что-то внутри.

В-третьих, едва ли не все предприятия МСБ работают без долгосрочных стратегических планов, не вполне осознавая, какие колоссальные и, что важно, бесполезные издержки это за собой влечет. Не имея четких ориентиров, меняя концепцию чуть ли не ежеквартально, предприятия не могут расставить приоритеты, сфокусировать усилия, капитал, компетенции, технологии, время на перспективных направлениях и в итоге терпят невидимые, но ощутимые убытки, не отражающиеся в управленческом учете.

 

В-четвертых, предприятия МСБ в целом отличаются крайне низким уровнем маркетинговых компетенций в смысле изучения потребительских предпочтений. Это во многом определяет их низкую эффективность, но это же является мощным источником потенциального роста: тот, кто научится этому раньше других, получит мощное преимущество.

В-пятых, по официальным данным, производительность труда в России ниже, чем даже в Латвии. И это колоссальный источник экономии, благодаря которому повышение налогов может пройти незамеченным. Причем производительность труда — это вовсе не обязательно инвестиции в оборудование. Чаще всего это лишь скрупулезная работа с процессами или простые и очевидные решения. В российских предприятиях МСБ, к примеру, работает целая армия бухгалтеров, айтишников, юристов, программистов, хотя у их коллег из западных стран (с не менее жесткими, кстати, налогами) все это давно находится на аутсорсинге. IT-решения, позволяющие повысить эффективность без существенных инвестиций, появляются и дешевеют с каждым днем, и это то поле, где МСБ легко может обойти неповоротливый громоздкий крупный бизнес.

Макроэкономические факторы, влияющие на МСБ, продолжат ухудшаться. Но если рынок вдруг перейдет в рост, а внешние условия смягчатся, то на него хлынут новые конкуренты, в том числе иностранные, имеющие большой опыт выживания в условиях стагнации. Легче МСБ не будет ни при каком сценарии, поэтому размышления о внешней конъюнктуре лучше, пока не поздно, перевести в термины действий — что конкретно следует предпринять в ближайшее время, чтобы быстрее к ней адаптироваться. А во всех случаях, которые довелось наблюдать лично нам, внутренний потенциал бизнеса еще не исчерпан до такой степени, чтобы можно было начинать винить во всем только внешние обстоятельства.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+