К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Развлекай и властвуй: как изменятся торговые центры через 10 лет

Фото Игоря Глазунова / ТАСС
Фото Игоря Глазунова / ТАСС
Ввод торговых центров в России практически остановился. Спрос на торговые площади начал перетекать к объектам стрит-ретейла и небольшим ТЦ с крепкими якорями, все большую долю рынка захватывают интернет-магазины

Экономический кризис, начавшийся в 2014 году, серьезно поменял весь рынок российской недвижимости. Многие проекты так и остались на бумаге, а те, что успели закончить, еще много лет будут себя окупать. В такой ситуации сегмент коммерческой недвижимости ощутил стагнацию в большей степени, чем жилой. В 2017 году ввод торговых объектов в России достиг своего 10-летнего минимума. Об этом Forbes писал статье к традиционному рейтингу «Короли российской недвижимости».

Региональный рынок увидел лишь 20 проектов, суммарная площадь которых не превышает 500 000 квадратных метров. Причин для этого было немало: уход иностранных инвесторов, заморозка текущих проектов, сложности с наполнением арендаторами уже действующих торговых центров даже в крупных городах. На фоне всего этого даже в Москве в 2017-м был введен только один качественный торгово-развлекательный комплекс («Vegas Кунцево»).

Такой показатель характеризует уже давно назревавшую ситуацию перенасыщения торговыми площадями. Большинство объектов, которые появятся в Москве в перспективе ближайших лет, станут скорее проектами редевелопмента или реконструкцией ранее существовавших помещений. Перспективными с точки зрения открытия новых качественных ТЦ регионального и суперрегионального форматов в будущем на данный момент являются крупные региональные города, ощущающие нехватку торговых площадей и постепенно восстанавливающуюся покупательскую способность населения.

 

Но и тут стоит добавить ложку дегтя — неоднородность рынка в стране показывает удивительную картину. В отдаленных регионах уровень насыщенности торговыми площадями не превышает и 200 квадратных метров на 1000 жителей. В то же самое время в Краснодаре он уже перевалил за 1100 квадратов на 1000 жителей. Столичные темпы развития торговых объектов несколько поугасли, но тут сам спрос начал постепенно перетекать к объектам стрит-ретейла и небольшим ТЦ, где крепкие продуктовые якоря формируют основную матрицу посетителей.

Смена парадигмы

Сегодня глобальная тенденция в развитии торговых объектов заключается в уходе от простой торговли, как бы банально это ни звучало. Сами ТЦ в большей степени приобретают окраску развлечения, нежели естественной потребности. В условиях дефицита времени и зачастую ресурсов люди предпочитают покупать только самые необходимые вещи. При этом с восстановлением экономики и ростом покупательской способности нельзя отметить рост выручки арендаторов. И дело тут вовсе не в экономических факторах. На смену привычной модели физической покупки пришла цифровая.

 

Онлайн-торговля за последние годы стала серьезным конкурентом для классического ретейла. Причин масса: это и низкие цены, и различные скидки и специальные предложения, и главное — возможность получить товар с курьером, не покидая собственного дома или офиса. Получается, интернет-магазины существенно экономят время. Уже сегодня объем рынка интернет-торговли перешагнул отметку в 1 трлн рублей. При этом на внутреннюю торговлю приходится чуть более 60% — остальное на трансграничный e-commerce (Amazon, AliExpress, Ebay и другие площадки).

У цифрового ретейла на сегодняшний день отсутствуют такие расходы, как аренда торговых площадей, содержание и обучение персонала, несколько иначе выглядят отделы маркетинга и рекламы, нежели в классических магазинах. Снижение операционных расходов позволяет демпинговать по цене и улучшать клиентские сервисы, которые так ценятся в этом бизнесе. Также в цифровой сфере гораздо легче и быстрее получить обратную связь и предпринять меры по устранению недочетов, чем в офлайн-формате.

Индустрия развлечений

На мой взгляд, в перспективе 10 лет рынок торговли претерпит глобальные изменения как в объемах, так и в форматах. Если пять лет назад доля развлекательной составляющей в размере 10% в торговом объекте считалась безумной и нерентабельной, то сегодня отдать 40% полезной площади под кинотеатр, интерактивные развлекательные форматы и игровые зоны — значит иметь стабильный посетительский трафик.

 

Разумеется, привычные магазины никуда не исчезнут — не всем удобно покупать через интернет вещи или товары, которые сложно оценить заочно, живой контакт никто не отменял, да и такой фактор, как «любовь к ярмаркам», у нас никуда не исчезнет. Также останутся нишевые сегменты, где процесс покупки сопряжен с необходимостью на месте принимать решения (косметика и парфюмерия, бижутерия и украшения). Но и здесь появятся инновационные решения, тяготеющие к омниканальной модели продаж.

То, что произошло со многими таксопарками после появления Uber, вполне можно ожидать и в сегменте торговых объектов, где основным инструментом покупки станет интернет, а сами здания превратятся в огромные пункты выдачи заказов и шоу-румы, не считая развлекательной составляющей.

Хорошо это или плохо — сказать сложно. Но то, что в ближайшей перспективе показатель обеспеченности населения торговыми площадями с легкостью заменят на показатель обеспеченности интернетом, — не такой уж и неправдоподобный сценарий. И, как обычно случается, выиграют именно те объекты, которые уже сегодня начинают перестраиваться под новые рыночные реалии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+