К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дело молодое. Кто покупает жилье и берет ипотеку в России

Фото Натальи Гарнелис / ТАСС
Фото Натальи Гарнелис / ТАСС
В ближайшие пять лет около 8 млн человек возьмут ипотеку, чтобы улучшить свои жилищные условия. В России с доступностью ипотеки наметился очевидный тренд — ипотечный заемщик становится все моложе

За период своего развития рынок ипотеки прошел несколько периодов восстановления и роста. И если в начальный период развития в начале 2000-х годов ипотека была продуктом для ограниченного круга лиц с высокими доходами, а кредиты оформлялись по ставкам 30% и более, то сейчас это массовый продукт и самый востребованный механизм по улучшению жилищных условий. Основные заемщики сегодня — это молодые люди в возрасте 30-35 лет, средний срок кредита составляет 7 лет, а ставки по ипотеке в 2017 году зафиксировались на однозначных уровнях. Ипотека стала доступна для 33% семей к 2016 году при значении данного показателя не выше 5% в начале 2000-х годов. С 2005 по 2017 год около 7 млн семей приобрели жилье в ипотеку, а в ближайшие пять лет еще около 8 млн решат с ее помощью жилищный вопрос.

Огромный нереализованный спрос населения на жилье сегодня очевиден. По сравнению с зарубежными странами в России низкая обеспеченность жильем (25 кв. м на человека по сравнению с более чем 35-50 кв. м) и высокая доля 1- и 2-комнатных квартир в жилищном фонде (63% по сравнению с 2-3% в США и Канаде, 17% во Франции). Более 30% из 3,7 млрд кв. м жилого фонда построено до 1970 года и не отвечает современным требованиям.

Согласно опросу населения, проведенного ВЦИОМ по заказу АИЖК, 45% российских семей (около 25 млн) хотели бы улучшить жилищные условия. При этом многим семьям не требуется дополнительная квартира, они хотят увеличить площадь своего жилья (44% желающих улучшить жилищные условия) или уровень комфортности проживания (26%). В ближайшее время спрос на улучшение жилищных условий будет только возрастать — все больше граждан захотят жить в современном стандартном жилье в комфортной городской среде. Согласно опросам потенциальный спрос на жилье в ближайшие пять лет могут реализовать более 12 млн семей, при этом с помощью ипотеки — более 70% (8,6 млн).

 

Портрет покупателя

Из 12 млн семей, желающих улучшить свои жилищные условия, около 3 млн планируют приобретение дополнительной квартиры (для детей, родственников), остальные хотят улучшить свои жилищные условия. Желание жить в современном и комфортном жилье формирует спрос на новостройки: о готовности приобрести жилье на этапах строительства или только что построенное жилье заявило 9,6 млн семей. Это 80% совокупного спроса на жилье в ближайшие пять лет.

Росту востребованности ипотеки на первичном рынке жилья будет способствовать деятельность созданного в конце 2017 года Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства. Согласно результатам опроса, предоставление государственных гарантий завершения строительства жилья в 1,4 раза увеличивает спрос населения на жилье на ранних этапах строительства.

 

Одновременно доступность ипотеки будет способствовать все более активному использованию ипотеки как способа решения жилищного вопроса. По оценкам АИЖК, более 50% сделок с жильем в новостройках уже осуществляется с помощью ипотеки, на вторичном рынке доля ипотечных сделок всего за год увеличилась с 25% до 30-35%.

Молодежь, для которой использование цифровых технологий и современных продуктов так же естественно, как и для более старшего наличие сберегательной книжки, положительно относится к ипотечному кредитованию: согласно опросам, среди молодежи до 35 лет готовы при необходимости воспользоваться ипотекой до 45%, в то время как среди старшего поколения (45-59 лет) таковых лишь 20%. Результатом этого является то, что ипотечный заемщик молодеет: если в 2000-2005 годах доля заемщиков в возрасте до 35 лет составляла менее 15%, то в настоящее время их уже более половины. Более трети заемщиков, взявших ипотеку в 2016-2017 годах, не старше 30 лет.

Дело семейное

По оценкам АИЖК, 74% ипотечных заемщиков — это семьи с детьми, в том числе не менее половины из них — те, у кого детей двое или больше. Для таких семей улучшение жилищных условий — одно из основных направлений использования материнского капитала. С 2007 года сертификат на материнский капитал получили около 8,5 млн семей, из них 5 млн использовали материнский капитал для приобретения жилья (в том числе 3,2 млн с помощью ипотеки). Таким образом из 7 млн ипотечных кредитов, выданных с 2005 по 2017 год, около 45% получили с использованием материнского семейного капитала.

 

Сегодня среднестатистический заемщик — это человек в возрасте 30-35 лет, с семьей, имеет высшее образование и работает специалистом или руководителем среднего звена. Ипотечный кредит был взят на приобретение жилья для своей семьи в доме, построенном в последние 20 лет. Сумма кредита — около 2 млн рублей, первоначальный взнос около — 30%. С 2005 года ипотека из нишевого продукта для обеспеченных граждан превратилась в массовый и привычный инструмент улучшения жилищных условий. Сегодня это один из наиболее востребованных способов решения жилищного вопроса.

Сочетание низких ставок по ипотеке и стабильных цен на жилье привело к росту доступности ипотеки: если в 2012 году приобретение квартиры средней площадью (54 кв. м) было доступно для 29% семей, то в 2016 году — 35%, а в 2017 году — уже около 40%. Целевым ориентиром Стратегии развития жилищной сферы, основные направления реализации которой были одобрены на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 20 декабря 2017 года, является достижение уровня доступности ипотеки до 50% к 2025 году. И это абсолютно реально.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+