К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экономика праздника: как 8 Марта делает россиян счастливыми и богатыми

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
8 Марта должно оставаться нерабочим днем хотя бы по экономическим соображениям. Индустрия праздников — давняя история, сопутствующая человечеству с самых ранних времен

Вопрос о праздновании 8 Марта, равно как и 23 Февраля, имеют два аспекта — идеологический и экономический. С этими, следующими друг за другом, праздниками связан и вопрос, часто поднимаемый в СМИ, о том, не много ли россияне отдыхают вообще? Не следует ли сократить количество праздничных дней?

Скажем несколько слов об идеологии. После того как «мужской» праздник 23 Февраля стал официальным выходным, тем самым поколебав гендерную эксклюзивность праздника «женского», 8 Марта вполне может считаться «нормальным» торжеством. Ведь в чем заключаются основные претензии к 8 Марта в России со стороны «продвинутой» публики?

В том, что это социалистический праздник (что не нравится само по себе условным «либералам», равно как и «консерваторам»), и в том, что это феминистическое торжество потеряло свою протестную основу, из дня борьбы за права женщин превратившись в день насаждения сексистских стереотипов (с точки зрения феминисток и социалисток).

 
Теперь же 23 Февраля уравновешивает 8 Марта. Первый праздник можно толковать вовсе не в милитаристском духе, равно как и второй не в рыцарско-почтительном. Пусть это будут два праздника «гордости», как это теперь модно.

Подобно тому как ЛГБТ-сообщество гордится собой, выходя на «парады гордости», так и оба пола могут вести себя аналогично. Да и зачем ломать людей через колено, когда несколько поколений советских, а теперь уже постсоветских людей выросли с этим праздником?

Но 8 Марта следует сохранять и по чисто экономическим соображениям. Индустрия праздников — давняя история, сопутствующая человечеству с самых ранних времен. Еще римляне говорили «хлеба и зрелищ», прекрасно понимая важность и того и другого.

 

Было бы совсем неверно трактовать каникулы и выходные как потерянное для экономики время. Даже если оставить в стороне чисто гуманитарный компонент: человек для работы или работа для человека, то вопрос о «бесполезности» нерабочих дней оказывается не таким уж однозначным.

Праздники переключают экономическую активность населения на те сегменты, которым меньше внимания уделяется в будни. В первую очередь речь идет о сферах торговли и развлечений. Маркетологи давно знают, насколько возрастают продажи в предпраздничные дни. Аналогичным образом загружаются рестораны, кафе, клубы, кинотеатры и тому подобные заведения.

А как известно, экономика развитых стран — это сервисная, постиндустриальная экономика, в которой именно торговля и развлечения (в самом широком смысле, вплоть до туризма) играют преобладающее значение. Поездки на отдых «тянут» за собой широкое использование транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного и морского). Также активно задействуется гостиничный сектор. И четыре дня отдыха в марте, кстати, вполне  позволяют  осуществить небольшое путешествие.

 

Заметим, что наличие двух праздников — мужского и женского — дают возможность равномерно распределить нагрузку на торговлю, дифференцировать и разнообразить спрос и предложение. Свежее исследование «Яндекс.Кассы» показывает, что в этом  году средний чек за подарки к 8 Марта составляет 1850 рублей по сравнению с менее чем 1000 рублями в 2017 году. В частности, спрос на женские косметические наборы вырос на 80%, на приборы для укладки волос — на 91%. Резко возрастает нагрузка и на такой специфический товар, как цветы.

Соответственно, перед 23 Февраля растет спрос на такие мужские аксессуары, как средства для бритья, например, или разного рода ручной инструмент. Согласно исследованиям Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), женщины в этом году потратили на мужчин несколько меньше — среднем 1300 рублей.

Существуют товары, которые вообще вне тех или иных праздников (включая дни рождения) не продаются, — это всевозможные сувениры, брелки и тому подобное. Напомним, что их следует не только продать, но и прежде произвести, дав тем самым работу десяткам тысяч людей в производительном секторе. Впрочем, это касается любого товара.

Думается, если отменить одно только 8 Марта и сделать его рабочим днем, то этот шаг нанесет российской торговле тяжелейший урон. Вкупе же с 23 Февраля это вообще может потянуть ее на дно. А производительность труда россиян (любимое обвинение в их адрес) не возрастет от уменьшения числа «нерабочих» дней, ведь у миллионов сотрудников сервиса они как раз самые рабочие.

Более того, их отмена не предполагает разумных альтернатив. На Западе нет ни «мужского» дня, ни «женского». День святого Валентина — праздник сугубо буржуазный, мещанский. Это не праздник женщин вообще, а день, когда валентинку шлют лишь одной-единственной, у кого она вообще есть. Так что рыночный потенциал Дня святого Валентина более чем скромный в сопоставлении с 8 Марта, когда можно поздравлять женщин столь многих, скольких ты сам этого пожелаешь, не ограничивая себя в размерах трат.

 

Поэтому — больше праздников, самых разнообразных. 8 Марта, давно ставшее специфическим российским торжеством, вполне может сосуществовать и с импортным Днем святого Валентина, и с недавно придуманным Днем Петра и Февронии (его сувенирно-подарочная сторона еще не продумана и не устоялась, и оставляет широкий простор для инноваций). Для экономики это только на пользу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+