К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Поездили, и хватит. Инфляция и дорогой бензин убьют автомобильный рынок

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Российский авторынок все еще растет, однако параллельно развиваются безрадостные процессы. Стремительными темпами дорожающий бензин предсказывает значительную инфляцию, а Минпромторг поспешил закрыть спасительные программы господдержки. Период оживления заканчивается, и к концу года рынок может уйти в минус

За первые четыре месяца 2018 года продажи автомобилей в России увеличились почти на 21%. Казалось бы, отличный повод, чтобы исполнить бравурный марш. Именно этим занимается Минпромторг: на фоне победных реляций министерство доложило, что рассчитывает на рост продаж автомобилей в 2018 году на уровне 7%. Об этом недавно рассказал замминистра Александр Морозов; по его словам, производство будет держаться примерно на том же уровне.

Впрочем, иные компании выдают еще более оптимистичные прогнозы. «АвтоВАЗ» почти уверен, что рост продаж составит 12%, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует рост рынка легковых и легких коммерческих автомобилей примерно на 10%, до 1,75 млн штук. По словам главы Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, на положительную динамику продаж, в частности, повлияло «заметное ослабление рубля»: люди спешат купить новый автомобиль, пока он не подорожал. Между тем итоговый результат 2018 года может оказаться совсем не таким, как предсказывают эксперты.

Конец поддержки

Весной закончилось действие двух последних программ государственной поддержки: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». За четыре месяца этого года на льготных условиях продано 86 000 машин. «Таким образом, установленный на 2018 год целевой показатель в 80 600 автомобилей достигнут, и программы успешно завершаются», — сообщили в Минпромторге.

 

В общей сложности за четыре месяца с применением мер господдержки было продано чуть больше 106 000 легковых и легких коммерческих машин. 20 000 — по программе льготного лизинга, 47 000 — «Семейный автомобиль» и 39 000 — «Первый автомобиль». Последние две программы позволяли получить скидку 10%, если покупатель брал машину в кредит.

Дальше чистая математика: всего за четыре месяца в России продали 545 000 легковых и легких коммерческих автомобилей. То есть каждый пятый был реализован в рамках государственных программ стимулирования спроса. Прогресс налицо: пару лет назад с помощью программ господдержки покупали практически каждый второй автомобиль.

 

Значит ли это, что у Минпромторга есть все основания, чтобы свернуть поддержку авторынка? Скорее есть повод: программы вроде закончились, а продажи растут. Можно не тратить бюджетные деньги на поддержку рынка и публично об этом отчитаться. Но у нас вообще страна парадоксов: вот мировые цены на нефть падают, а у нас стоимость бензина растет каждый день. Так что простые формулы в России не работают.

Итак, что мы имеем в активе? Вроде бы среднемесячная зарплата работников организаций, по данным Росстата, растет, и в прошлом году она составила 39 085 рублей, что на 7,2% больше, чем в 2016 году. Зато, по исследованиям НИУ ВШЭ, падение реальных доходов населения с 2014 по 2017 год составило 19,2%. Согласно выводам Высшей школы экономики, ожидать роста реальных доходов в 2018 году не следует. Иными словами, даже если работодатели начнут поднимать зарплату, размер прибавки все равно поглотит инфляция. В результате люди начинают откладывать дату замены автомобиля, продлевая срок эксплуатации имеющихся машин.

Когда ожидать падения

Пока еще дилеры (в основном в богатых столицах и городах-миллионниках) наблюдают рост продаж как реализацию отложенного спроса, но надолго ли? Большинство из них предполагают, что с завершением программ господдержки рост авторынка как минимум замедлится, а если экономическая ситуация не улучшится и рубль снова ослабнет, рынок вернется к негативному тренду прошлых лет. То есть после резкого взлета продаж к концу года уйдет в минус.

 

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что падение рынка случится через год. Я полагаю, что это произойдет раньше: в этом случае ближе к концу года государство должно будет вернуться к стимулированию спроса, чтобы не допустить значительного падения и выйти на скромные, но «плюсовые» показатели. Придется в пожарном порядке искать дополнительные источники финансирования, что будет очень непросто. Слишком высоко задрана планка по многим программам, обозначенным в майских указах Владимира Путина.

На данный момент звание крупнейшего авторынка в стране пока сохраняют Москва и область, но и здесь темпы роста замедляются и вдвое отстают от средних по стране. Из первой десятки регионов-лидеров ударные темпы (то есть выше среднего) показали Башкортостан, Свердловская и Челябинская области. В остальных дилеры смотрят в будущее без излишнего оптимизма.

Похоже, даже в богатых регионах потихоньку заканчивается отложенный спрос. Но таких богатых, увы, немного. А вот в 67 субъектах Российской Федерации продажи ниже, чем в среднем по стране. Причем в некоторых, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, и вовсе не превышают нескольких десятков новых автомобилей за «благополучный» первый квартал 2018 года.

Словом, даже если у нас случится небольшой рост по итогам года, в любом случае восстановиться рынку до уровня 2013–2014 годов не удастся. В лучшем случае получится достигнуть уровня в 60% от тех (почти трехмиллионных) результатов. И то, если Минпромторг к осени восстановит хотя бы некоторые меры поддержки авторынка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+