Почему звезды выступают на Супербоуле бесплатно

Maroon5 спели на Супербоуле бесплатно, зато сделали отменную рекламу своему концертному туру  Maroon5 спели на Супербоуле бесплатно, зато сделали отменную рекламу своему концертному туру Фото Kevin Lamarque / REUTERS
Организаторы главного спортивного события года в Америке не тратятся на гонорары артистам — поп-звезд привлекает 100-миллионная телеаудитория матча

Группа Maroon5 находится сейчас где-то посередине своего 13-месячного мирового турне, собирая по $1,5 млн за остановку. Но за выступление в перерыве Супербоула-2019 в Атланте в минувшие выходные музыканты не получили гонорара, как и их коллеги по концерту — Трэвис Скотт и рэпер Big Boi из Outcast.

И в этом нет ничего необычного. Все хедлайнеры шоу в перерыве — от Бейонсе до Бруно Марса — работали на Супербоуле практически бесплатно. Как и артисты в прошлые годы, Maroon5, Скотт и Big Boi получили минимальную профсоюзную выплату, которая составляет лишь малую долю от их обычных шести- или семизначных заработков за вечер. Зачем работать за гроши? Просто они становятся участниками события с телеаудиторией в 100 млн человек, причем без необходимости покрывать какие-либо расходы на выступление, которые, по оценкам, могут составлять до $10 млн.

«Шоу в перерыве Супербоула является желанной площадкой для многих артистов, — говорит адвокат Лори Ландью из Fox Rothschild. — Некоторые из них не рассматривают свое участие в шоу как политическое заявление и не воспринимают его как поле битвы разных культур. Они считают это живое выступление возможностью развлечь восторженную толпу и поделиться своей музыкой с миллионами телезрителей».

Однако в этом году все больше обозревателей — и некоторые звезды — стали рассматривать согласие выступить в шоу как одобрение политики НФЛ. В частности, ситуации с футболистом Колином Каперником. В 2016-м он стал инициатором протестного движения среди игроков лиги, отказавшись вставать во время исполнения гимна США в знак протеста против расовой дискриминации в стране, чем вызвал бурное недовольство президента Дональда Трампа. После сезона-2016/17 Каперник стал свободным агентом — и до сих пор остается без команды.

Из-за этой истории несколько исполнителей, в том числе Рианна и Cardi B, отказались от выступления на Супербоуле, а Jay-Z и правозащитники уговаривали поступить так же и Трэвиса Скотта. Возможно, пытаясь смягчить общественное мнение, НФЛ сделала пожертвование в $500 000 в адрес благотворительной организации Dream Corps (защита социальной справедливости) — от имени Трэвиса Скотта, а в партнерстве с Maroon5 и Interscope Records перечислила такую же сумму ассоциации Big Brothers Big Sisters (помощь детям через менторство).

Скользкую тему накануне Супербоула старались не поднимать. НФЛ в последний момент отменила традиционную пресс-конференцию, посвященную шоу, а представители Maroon5 и Big Boi не ответили на запросы. Пресс-агент Трэвиса Скотта отослал журналистов к комментарию музыканта в связи с пожертвованием Dream Corps.

«Я поддерживаю всех, кто отстаивает то, во что верит, — заявил тогда Скотт. — Я знаю, что как артист я могу вдохновлять людей. Поэтому прежде, чем дать согласие на выступление в шоу, я убедился, что сотрудничаю с НФЛ в этом важном проекте. Я горжусь тем, что поддерживаю Dream Corps и их работу, которая, надеюсь, будет способствовать важным изменениям в обществе».

В любом случае музыкальным хедлайнерам Супербоула-2019 стоит ждать перемен — хотя бы в объемах потребления их произведений, если считать показательной недавнюю историю. После концерта Мадонны на Супербоуле-2012 ее свежий трек Give Me All Your Luvin скачали 165 000 раз. Кроме того, на неделе после матча выросли продажи таких ее классических композиций, как Vogue (+1,033%) и Like A Prayer (+2,437%). В 2014-м выступление Бруно Марса продвинуло его альбом Unorthodox Jukebox с 7-го на 3-е место в чарте Billboard, удвоив продажи по сравнению с неделей до Супербоула. Прошлогоднее шоу помогло песням Джастина Тимберлейка совершить скачок на 45% за день — с 4,84 млн до 7,05 млн.

Поскольку потребление музыки переместилось с CD-формата на цифровые загрузки и потоковую передачу, эффект Супербоула стал для артистов менее ценным из расчета на единицу продукции. Однако большую часть дохода самых успешных исполнителей по-прежнему составляют туры, а выступление на Супербоуле остается одним из самых эффективных способов отрекламировать собственное шоу. Так, в 2012-м Мадонна использовала свой концерт, чтобы анонсировать предстоящее мировое турне MDNA World Tour, которое принесло певице $305 млн. У Maroon5 и Трэвиса Скотта сейчас самый разгар больших турне — и выступление на Супербоуле наверняка приведет к увеличению спроса на билеты.

В отличие от музыкантов, отказавшихся от Супербоула-2019, Maroon5, Скотт и Big Boi попали в беспроигрышную ситуацию. Они получат коммерческий эффект от выступления, а если бы захотели высказаться, то сцена на Супербоуле — идеальное место для важных заявлений. Так, в 2017 году, вскоре после инаугурации Дональда Трампа и последовавшего за ней запрета на въезд в страну для граждан некоторых стран, Леди Гага включила в свою программу многозначительное исполнение песни Вуди Гатри This Land Is Your Land.

«Артисты говорят, что шоу в перерыве Супербоула — это редкая возможность заявить о своих идеологических взглядах через выступление. Включая песни, которые они поют, то, как они одеты, тех, кто присоединяется к ним на сцене, и даже их жесты, — объясняет Ландью. — И хотя некоторые заявления могут быть более тонкими, чем другие, всегда интересно видеть выбор артистов, когда им предоставляется возможность говорить с миллионами людей через свою музыку».

Новости партнеров