К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мы все в одной лодке»: карантин — не время для разборок внутри театрального сообщества

Фото Jan Woitas/dpa/picture-alliance/ТАСС
Фото Jan Woitas/dpa/picture-alliance/ТАСС
В последнее время в СМИ и соцсетях появились упреки в адрес компании ООО «Театральный агент», настаивающей на охране авторских прав при онлайн-трансляциях спектаклей. По мнению главного художника Театра на Покровке Виктора Шилькрота, эти упреки необоснованны, а разлад внутри отрасли в тяжелые времена карантина приносит всем только вред

В период пандемии COVID-19 театр во всем мире переживает тяжелое время, а самое неприятное, что никто не знает, сколько оно продлится. Призывы держаться вместе перед лицом невидимого и непредсказуемого врага — коронавируса — увы, не всегда действуют. Мы начинаем искать виноватых, что приводит к лишним неуместным конфликтам.

В последнее время в социальных сетях и СМИ обсуждаются письма, которые компания «Театральный агент» направила театрам и авторам в связи с трансляциями видеозаписей спектаклей в сети. В них усматривают угрозу и желание «содрать» с театров деньги в столь сложный момент. В частности, об этих письмах упоминается и в статье директора театра им. Евгения Вахтангова Кирилла Крока, опубликованной недавно в Forbes. Однако в письмах, разосланных в театры компанией «Театральный агент», было лишь указание на закон об авторских правах — напоминание о том, чтобы театры не забывали, что есть авторы и нужно заранее решить с ними все вопросы.

Сегодня большинство авторов находятся в наиболее уязвимом положении, поскольку, в отличие от штатных сотрудников театров, не имеют стабильной зарплаты, и авторские отчисления порой являются для них единственным источником дохода. Тем не менее у большинства авторов не было желания требовать оплаты за безвозмездные трансляции спектаклей. Не было таких планов и у «Театрального агента».

 

«Театральный агент» — адекватная организация, которая хочет, чтобы и авторы, и театры процветали. Представьте, что театру напишет письмо автор: мол, вы показываете спектакль по моей пьесе в интернете без моего разрешения, поэтому я подаю на вас в суд. Вот это будет реальной угрозой! Театры вывесили видеозаписи спектаклей и могли оказаться под ударом: авторы могли предъявить им претензии. «Театральный агент» прислал театрам оповещение, а с авторами ведет переговоры, чтобы они разрешили публиковать видео спектаклей.

Все мы в одной лодке, нужно уважать друг друга и помогать. В такой трудной обстановке нам всем нужно успокоиться и вести нормальные деловые переговоры, не пытаясь под воздействием эмоций разрушить систему взаимоотношений, которая выстраивалась десятилетиями.

 

Недавно «Театральный агент» создал горячую линию, куда авторы могут позвонить и узнать ответы на любые интересующие вопросы. Кроме того, компания помогает пожилым авторам, которые из-за пандемии остались без авторских отчислений и оказались в бедственном положении.

«Театральный агент» на сегодняшний день — единственная организация, занимающаяся защитой прав всех театральных авторов (драматургов, композиторов, художников, хореографов и режиссеров), помогая им взаимодействовать с театрами. Естественно, что в сегодняшней тяжелой ситуации руководители театров заботятся о благополучии своих сотрудников-актеров. Столь же естественно, что «Театральный агент» обеспокоен благополучием своих клиентов — авторов.

В заключение приведу еще два мнения театральных деятелей России.

 

Ольга Захарова, хореограф, арт-менеджер, внучка народного артиста СССР хореографа Ростислава Захарова: «В цивилизованном мире деятели театрального искусства, киноиндустрии, а также спортсмены ведут свои дела с помощью личных агентов. В момент обнародования интеллектуальный продукт становится объектом авторского права, но сам автор не обладает временем, необходимыми знаниями и деловыми контактами для заключения договоров с пользователями или театрами, а также для выявления нарушений пользователями его авторского права и просто для урегулирования часто возникающих проблем. Такой сложной и специфической деятельностью в нашей стране профессионально занимается единственная организация — «Театральный агент», которая оказывает авторам неоценимую помощь и юридическую поддержку, освобождая автора для творчества и создания новых произведений. С момента образования «Театрального агента» многие проблемы взаимоотношений правообладателей и театров стали решаться намного быстрее и плодотворнее, чем раньше».

Виктор Федосеев, правообладатель наследия советского драматурга и либреттиста Николая Дмитриевича Волкова: «К сожалению, некоторые руководители театров искажают суть работы «Театрального агента». Эта организация взяла на себя обязанности по защите прав авторов и правообладателей. В СССР театр отчитывался о доходах корешками билетных книжек. Их легко было подделать, поэтому авторские отчисления не соответствовали реальным сборам. И только после того как «Театральный агент» взялся за дело, отчисления авторам стали адекватными. Почему на «Театральный агент» все воют? Потому что эта компания берет с театров то, что полагается по закону, и театрам уже не скрыть реальную выручку. Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок утверждает, что авторам удобнее и выгоднее работать с театрами напрямую без агента. Да невыгодно это авторам! Театр никогда не даст физическому лицу осуществить контроль за реальным валовым доходом, а следовательно, и процентным доходом правообладателя. Не нужно забывать, что «Театральный агент» работает со всеми театрами. Допустим, пьеса правообладателя ставится в десяти театрах по всей стране или по всему миру. Он физически не может со всеми театрами заключать договоры и отслеживать сборы. На наших глазах происходит жесткое давление на «Театральный агент» от театров, которые обманывают авторов и правообладателей, заключают с ними кабальные договоры в силу слабой юридической грамотности многих творческих людей».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости