К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«До 6 мая может наступить полный коллапс»: владелец ТЦ «Атриум» о критическом положении, в котором оказались торговые центры

Фото Asanka Ratnayake / Getty Images
Фото Asanka Ratnayake / Getty Images
Владелец торгового центра «Атриум» Эрнест Рудяк рассказал Forbes о том, как государство забыло о торговых центрах, почему уже в мае могут быть заблокированы счета компании и когда люди вернутся в магазины

Торговые центры не включили ни в список системообразующих компаний, ни в перечень наиболее пострадавших отраслей. Такое ощущение, что про нас просто забыли.

«Я не знаю, что делать»

У чиновников есть мнение, что мы сидим на потоке денег и капризничаем. Видно, такое отношение к нам сформировалось из-за специфики бизнеса. На первый взгляд кажется, что сдача центров в аренду — это очень легкий бизнес. Порой, когда я рассказываю о том, что я владелец «Атриума», мне отвечают: «А, на аренде сидишь». Но никто не учитывает, сколько приходится тратить ресурсов на модернизацию, поддержку и увеличение трафика, привлечение лучших арендаторов.

Так как торговый центр постоянно приносил денежный поток даже в кризис 2014 года, мы не формировали серьезной финансовой подушки. Ведь никто не мог предположить, что в один день вся работа будет практически парализована. Если до кризиса у нас был трафик 40 000-45 000 человек в будний день и 55 000-60 000 в выходной, то к концу марта он снизился до 18 000 человек, а после ввода режима строгой самоизоляции — 150-300 человек в день. В «Атриуме» продолжает работать «Перекресток» на минус первом этаже, салон сотовой связи и оптика. Это все.

 

Если май пройдет в таком же режиме, как и апрель, то наши небольшие финансовые запасы быстро истощатся, и я просто не знаю, что мне делать. Конец апреля — самый тяжелый месяц, так как он несет с собой три квартальных платежа, по которым у нас нет никаких льгот от государства. Это налог на прибыль, который компании выплачивают авансом за будущий квартал, налог на имущество и плата за аренду земельного участка.

Эти три платежа съедят всю нашу подушку. Я надеюсь, что в апреле мы соберем от аренды 10% от среднего ежемесячного показателя за 2019 год. Но этого хватит лишь на то, чтобы выплатить зарплату сотрудникам в мае. Я хочу отметить, что никого из 420 сотрудников мы не увольняли и всем сохранили зарплату в полном виде. Эти сборы покроют лишь 15% платежей, которые нам нужно сделать в конце апреля. Если государство не пойдет нам навстречу и не перенесет налоговые платежи, то до 6 мая налоговая имеет право заблокировать счета компании и списать деньги. Тогда наступит коллапс.

 

У нас есть обязательства перед банками, перед контрагентами и перед сотрудниками. Сбербанк, у которого мы кредитуемся, ведет себя очень по-партнерски. Представители банка выслушали наши просьбы, вникли в ситуацию и перенесли платеж, который должен был быть в июне, на конец срока кредита. Я думаю, что Сбербанк прекрасно понимает, что он выдавал кредит профессионалам, которые управляют бизнесом лучше банкиров, и банк не ставит перед собой цель скопить на балансе непрофильные активы из-за дефолта по процентам.

«Некоторые арендаторы не выдержат кризиса»

Есть мнение, что после отмены строгого режима самоизоляции восстановление экономики будет легким и быстрым. Но это вовсе не соответствует действительности, особенно в отношении торговых центров. Я боюсь, что мы вернемся к показателям начала 2020 года только к концу 2022 — началу 2023 года. Почему восстановление будет медленным? Во-первых, некоторые арендаторы не выдержат этого кризиса и не откроются после окончания нерабочего месяца. В торговом центре образуется пустое помещение, уйдет погода-год на поиск клиента, который готов инвестировать в реконструкцию площади под свой бренд. Также скажется глобальное падение индустрии fast- и high-fashion — миллионы людей уволены, некоторые марки могут уйти из России, если для них присутствие будет нерентабельным.

Во-вторых, я подозреваю, что после возвращения к нормальной жизни поведение людей претерпит изменения — они долгое время будут с опасением ходить в кинотеатры, ездить в общественном транспорте, посещать магазины. Возможно, первое время клиенты будут интенсивнее заказывать вещи онлайн, на который до этого приходилось 3-5% от покупок. Также есть риск, что Роспотребнадзор введет ограничения на расстояния между столиками в ресторанах и оставит разметку в магазинах для покупателей в 1,5 м. А экономика многих ресторанов и магазинов сходится только при определенном количестве клиентского потока.

 

Нельзя даже сказать, что нам перекрыли воздух. У меня сейчас ощущение, словно у поезда, мчащегося со скоростью 320 км/ч, нажали стоп-кран, пассажиры от резкого торможения переломали руки, нос, ноги — а когда поезд поедет, скажут — вставайте, все хорошо! Но сколько людей пострадает от пандемии на самом деле, мы увидим только через месяцы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+