Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии
В аэропортах по всей Америке стоит мертвая тишина, а количество пассажиров не превышает 5% от того потока, который был год назад. Когда пандемия коронавируса пойдет на спад, возвращение к норме не будет быстрым. Перелеты станут сложнее из-за новых проверок состояния здоровья и усиленных мер безопасности в аэропортах. Авиакомпании будут превращаться в уменьшенные копии самих себя по мере того, как их маршрутные сети будут сокращаться, а процесс обслуживания на борту меняться.
Чтобы вернуть пассажиропоток на уровень 2019 года, авиационной отрасли потребуется от двух до пяти лет, считает аналитик инвестбанка Cowen Хелейн Бекер. Перевозчикам придется ужиматься: к концу года штат авиакомпаний уменьшится на 20-30%, полагает Бекер. Опасения пассажиров по поводу безопасности усугубятся глубокой и внезапной рецессией, из-за которой миллионы людей потеряют работу и лишатся возможности выплачивать кредиты. «Даже если вам повезло и ваш арендодатель разрешает задержать оплату, то все же вам придется оплатить сначала свои счета, прежде чем снова подумать о поездке в Disney World», — отмечает эксперт.
Как же изменятся передвижения по миру для тех, кто еще сможет себе их позволить?
Дешевые билеты, но ненадолго
Как только карантин закончится, авиакомпании станут предлагать горящие билеты в надежде, что осторожные пассажиры забудут о страхе и снова отправятся в аэропорты. Консультант в сфере авиации Роберт В. Манн-младший предостерегает: «Ущипните себя и еще раз повторите, почему вы этого делать не будете».
По словам Манна, первыми новые реалии испытают на себе обеспеченные путешественники, которые рискнуть отправиться в отпуск. «Когда первые ласточки вернутся живыми и невредимыми», перевозчики получат повод ослабить ограничения, чтобы привлечь пассажиров, говорит он.
Коронавирус заставил авиакомпании совершать «рейсы-призраки»
Однако если перевозчики в течение какого-то времени будут оставлять места в самолетах пустыми ряди социального дистанцирования, будь то по собственной инициативе или по указу властей, это неизбежно заставит их поднять цены на билеты. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в прошлом году расходы авиакомпаний окупались лишь при заполненности салона на 66%. Если оставлять кресла между пассажирами незанятыми, компании смогут заполнить в лучшем случае 67% всех мест.
Ограничения полетов в города второстепенной важности и ослабление конкуренции также могут повлечь за собой рост цен на билеты по некоторым направлениям.
Путешествовать станет менее комфортно
У нас будет меньше вариантов выбора: на некоторых маршрутах, которые прежде выполнялись напрямую, теперь придется делать пересадки. Время ожидания между такими полетами может увеличиться. Даже на популярных направлениях рейсы утром и поздним вечером, которые выполнялись до пандемии, могут не вернуться в расписание в ближайшие годы. Число вылетов в полдень, которые не столь популярны у путешествующих по работе, тоже может существенно сократиться.
Проверки и очереди
После терактов 11 сентября администрация транспортной безопасности США ввела новые меры безопасности и досмотр содержимого сумок в аэропортах, что привело к увеличению очередей и времени ожидания пассажиров. Из-за этого резко упала популярность рейсов на небольшие расстояния — пассажирам просто стало намного удобнее и дешевле доехать на автомобиле.
Теперь же стандартной процедурой при подготовке к перелету станет проверка пассажиров на наличие коронавируса, ― по крайней мере до тех пор, пока не разработают вакцину, но на это могут уйти годы. В середине апреля авиакомпания Emirates сообщила, что при регистрации пассажиров рейса из Дубая в Тунис протестировала их на коронавирус, используя 10-минутный анализ крови. Тем не менее, подобного рода тесты пока не считаются надежными.
Очередь на взлет: какие авиакомпании первыми выйдут из кризиса после пандемии
Пассажирам, которые переболели коронавирусом, возможно, будут выдавать так называемые паспорта иммунитета, что позволит им пройти очередь быстрее. Обсуждается также создание формальной процедуры тестирования, по которой экипажи самолетов и пассажиры будут проходит анализ еще до отправления в аэропорт, хотя надежность тестов пока оставляет желать лучшего. Не приведет ли это к задержкам рейсов? Это зависит от целого ряда условий.
Обширная автоматизация
Введение биометрической идентификации и более широкое использование аппаратов компьютерной томографии при досмотре багажа позволит пассажирам проходить контрольные пункты без непосредственного взаимодействия с сотрудниками службы безопасности.
Ценовой разброс между бюджетными и более дорогими авиакомпаниями может исчезнуть, причем первые, вероятно, уйдут с некоторых рынков
В прошлом крупные авиакомпании зачастую были готовы предлагать билеты всего на $10-20 дороже лоукостеров вроде Spirit и Frontier. Глава консалтингового агентства Atmosphere Research Group Генри Хартвельдт полагает, что теперь на конкурентоспособных рынках крупные игроки отрасли будут с еще меньшей охотой допускать отток клиентов к более мелким перевозчикам. К тому же у авиагигантов более устойчивое финансовое положение, и они могут позволить себе недолгую ценовую войну. Аналитик предполагает, что у некоторых перевозчиков «алгоритмы ценообразования станут еще изощреннее». Если с рынка уйдут бюджетные авиакомпании, то можно ожидать повышения цен.
Могут появиться новые авиакомпании. Но это не точно
Крупные перевозчики переживают не лучшие времена и вынуждены будут понизить качество оказываемых услуг. Бывшие в использовании самолеты упадут в цене, и многие пилоты и члены экипажа останутся без работы. В такой обстановке будет проще развернуться двум начинающим бюджетным авиационным стартапам: Breeze Airways от основателя JetBlue Дэвида Нилмана и пока безымянному проекту бывшего руководителя Allegiant и United Эндрю Леви. Оба нацелены на работу в малых городах с меньшим размахом обслуживания.
Но это все при условии, что им повезет с финансированием, отмечает Манн. А с капиталом сейчас непросто: инвесторы заняли выжидательную позицию, ведь восстановление былого спроса на пассажирские перевозки ожидается нескоро.
Попутчики на рейсах будут старше
Начало пандемии миллениалы и поколение Z встретили с кучей долгов и почти без сбережений и к ее завершению денег у них, скорее всего, будет еще меньше, говорит Хартвельдта. Это сильный удар по отрасли, которая до сих пор всячески угождала молодым клиентам. По сравнению со старшими поколениями, они обычно тратили больше на впечатления вроде путешествий, а не на материальные вещи.
Бум перекрестных продаж
Авиакомпания Allegiant успешно ведет бизнес, предлагая своим клиентам бронировать номера гостиниц и арендовать автомобили через собственный же сайт. По мнению Хартвельдта, такую модель, вероятно, возьмут на вооружение и другие перевозчики.
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines
Ограничение привилегий для часто летающих пассажиров
Для большей части постоянных клиентов приоритет при регистрации багажа может быть упразднен, а всяческие привилегии ограничены. Как считает Хартвельдт, тем, кто сейчас сдает багаж бесплатно, в будущем, возможно, начнут предъявлять счет по льготному тарифу. За дополнительные мелочи, которые прежде были бесплатны, также придется заплатить. В рамках экономии расходов и в целях соблюдения социальной дистанции в прошлое могут уйти и трансферы в аэропорт на автомобилях представительского класса.
Однако с учетом финансовой поддержки авиакомпаний от государства любые попытки содрать с простого пассажира еще больше денег, скорее всего, вызовут бурное недовольство у потребителей.
Зоны отдыха в аэропортах станут скромнее
Перестанут работать или сократят список услуг (по крайней мере, на первых порах) пункты спа-процедур, где сегодня можно заказывать массаж и чистку лица. Что касается буфетов, то они либо закроются, либо заметно сократится ассортимент предлагаемых продуктов.
В салонах ― чище, еды на борту ― меньше, бортпроводники ― более отстраненные
Чтобы противодействовать распространению вируса, авиакомпании теперь более обстоятельно подходят к санитарной обработке. В Китае регуляторы обязывают персонал во время полета проводить чистку уборных после десяти пассажиров или раз в два часа. Помимо этого, ограничивается подача блюд и напитков. Авиакомпания Delta теперь выдает пассажирам только бутилированную воду и еду в индивидуальной упаковке. В силу эпидемиологической и экономической ситуации расширение ассортимента в ближайшие несколько лет маловероятно.
Самые опасные авиакомпании мира
Самые опасные авиакомпании мира
Перевод Антона Бундина