«Квест в темноте»: как мы будем летать на самолетах после самоизоляции и будут ли билеты от 70 000 рублей

Фото DR
Зона регистрации аэропорта Шереметьево Фото DR
Минтранс, Роспотребнадзор и Росавиация за последнюю неделю выступили с серией заявлений (иногда взаимоисключающих) о том, как будет возобновляться полноценное авиасообщение. Forbes попытался разобраться, что за ними стоит и к чему все-таки готовиться пассажирам

Авиационные новости последних недель напоминали хроники апокалипсиса. В апреле 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок перевозок сократился на 91,8% — все российские авиакомпании обслужили всего 771 200 пассажиров. Еще одно неординарное событие: S7 обогнала «Аэрофлот» сначала по количеству рейсов, а потом и по пассажиропотоку. Авиакомпании терпят убытки, и за февраль-апрель 2020-го Росавиация начала выдавать перевозчикам субсидии. Пока самолеты летают мало куда и практически пустыми, власти и бизнес пытаются выработать правила, по которым должна работать отрасль после снятия режима самоизоляции.

Что говорят власти

Авиация — это отрасль, существующая в режиме жесткого регулирования: буквально на все есть регламенты, инструкции, технологии, правила и т. д. Но единого, согласованного и утвержденного всеми заинтересованными ведомствами документа с четкими указаниями, как следует действовать авиакомпаниям для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в условиях восстановления перевозок, сейчас не существует. Различные органы власти выпускают свои рекомендации, в которых иногда противоречат друг другу.

Сначала 13 мая Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации для ряда отраслей экономики, в том числе авиационного транспорта. Вот основные тезисы:

  • провести разъяснительную работу среди членов экипажей о необходимости постоянно мыть руки, обрабатывать их антисептиками, использовать маски и перчатки;
  • контролировать температуру тела членов экипажа при предполетном медосмотре и в течение рабочего дня, не допускать к работе в случае повышенной температуры;
  • обеспечить возможность обработки рук антисептиками для экипажей и пассажиров;
  • иметь на борту запас перчаток и масок для всех пассажиров и членов экипажа с длительности полета и смены масок каждые три часа;
  • использовать во время полета только одноразовую посуду, которую по прилету в пункт назначения вместе с использованными масками и перчатками дезинфицировать, а затем утилизировать;
  • уборку самолетов производить с применением дезинфицирующих средств, обрабатывать все поверхности, которых касаются руки — поручни, выключатели и т. п.

Рекомендации Роспотребнадзора касались преимущественно сотрудников авиакомпаний, организации процессов, а не пассажиров. На следующий день, 14 мая Росавиация — главный регулятор для авиакомпаний и аэропортов — опубликовала свой проект методических указаний для отрасли, сообщало РИА «Новости». Этот проект, который был разработан совместно с ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» и основан на общих рекомендациях Роспотребнадзора, касался уже пассажиров. Он предусматривал, что:

  • при входе на борт самолета у всех пассажиров должна измеряться температура тела бесконтактным способом, и пассажиры с температурой 37,5 и более к полету не допускаются;
  • также нельзя: входить в самолет в верхней одежде (ее нужно упаковывать в пластиковый пакет), ходить по салону на протяжении полета (можно только в туалет), без причин вызывать экипаж (только в случае неразрешимых ситуаций и угрозы безопасности полетов);
  • пассажиров следует рассаживать в самолете с соблюдением дистанции: при расстановке кресел по три в ряд — не занимается среднее, по два в ряд — в шахматном порядке;
  • во время всего полета пассажиры должны находиться в масках и перчатках, которые необходимо заменять каждые три часа полета, затем упаковывать в специальные контейнеры для последующей утилизации;
  • еда и напитки должны подаваться в одноразовой посуде, которую после использования необходимо сначала продезинфицировать, а потом утилизировать.

Проект методички Росавиации предполагал поэтапное ослабление этих правил. В срок до 18 мая авиакомпаниям необходимо было на него отреагировать и как-то прокомментировать. Но ведомство отозвало этот документ. Как пояснил Forbes представитель Росавиации, он был опубликован преждевременно и сейчас дорабатывается с учетом позиции Минтранса, Роспотребнадзора, рекомендаций IATA, ICAO и ВОЗ.  

На следующий день после Росавиации, 15 мая, новый документ выпустил вновь Роспотребнадзор (в широком доступе он появился 18 мая). В общих чертах он повторяет предыдущие тезисы ведомства, с одним только принципиальным отличием:

  • авиакомпании должны обеспечить такую социальную дистанцию между пассажирами, чтобы загрузка самолета составляла не более 50% от общего числа кресел в самолете.

День спустя, 16 мая, министр транспорта Евгений Дитрих отправился в аэропорт Шереметьево на аэроэкспрессе с Белорусского вокзала, чтобы проверить, как транспортная инфраструктура работает в период самоизоляции.

По дороге он рассказал журналистам, что социальная дистанция в самолете нецелесообразна. «Если рассадить с таким уровнем социального дистанцирования людей в самолете, то билет будет стоить где-то 70 000 рублей, даже самый минимальный», — отметил он. По словам Дитриха, постоянные затраты авиакомпаний на обслуживание рейса, топливо, самолет «колоссальны» и для рентабельности перевозок борт должен быть загружен на 72–75%.

Так как же должны действовать авиакомпании? На сайте Роспотребнадзора по-прежнему размещены указания о 50%-ной загрузке самолетов. Представитель Росавиации сказал Forbes, что в вопросе социальной дистанции на борту в ведомстве придерживаются той же позиции, что и министр транспорта. IATA — Международная ассоциация воздушного транспорта — за маски на борту, но против пустых кресел для социальной дистанции.

Федеральный чиновник, пожелавший остаться неназванным, напомнил, что на совещании с президентом Владимиром Путиным 7 мая Дитрих обещал, что Минтранс и Роспотребнадзор совместно разработают и до конца мая утвердят дополнения в правила перевозки пассажиров о требованиях медицинской безопасности при перевозках. «Маски, перчатки, контроль на входе в терминал — безусловно, необходимый уровень должен быть обеспечен, балансирующий безопасность пассажира и экономику перевозки», — сказал тогда министр. Рекомендации, содержащие ограничение в 50% загрузки самолета, которые опубликованы Роспотребнадзором, совместным с Минтрансом документом считать нельзя, уточнил собеседник Forbes, совместный документ появится позже.

Что думают в авиакомпаниях

В крупнейших российских авиакомпаниях официально не комментируют документы ведомств. «Есть очень много вопросов и мало ответов. Если мы должны измерять температуру пассажиров на входе в самолет, то это должно происходить на борту или в аэропорту? Как мы должны дезинфицировать отходы? Каким теперь должно быть бортпитание? Мы что-то делаем, конечно, — маски, перчатки, обрабатываем поверхности. Но никто по-настоящему не понимает, что и как мы должны делать, как правильно», — нервно смеется источник в одной из авиакомпаний. «Все как в квесте в темноте», — согласен собеседник из компании-контрагента перевозчиков. Но самый критичный момент для авиакомпаний — вопрос с 50%-ной загрузкой. 

«Минтранс сам писал что-то, мы писали отзывы. Но Роспотребнадзор опубликовал свое видение, и оно не совпадает с нашим. Почти все, что прописано, исполним, но не исполним меру про социальную дистанцию, — говорит собеседник Forbes в одной из авиакомпаний. — То есть, пока загрузка низкая, соблюдаем и будем соблюдать, а потом, когда пассажиропоток вернется, не сможем».

В S7 уточнили, что если загрузка позволяет, то система уже сейчас при регистрации назначает пассажирам места через ряд и через место друг от друга. «Пока загрузка такая, что это не проблема. Но вообще история про 50% для нас критична», — говорит источник Forbes в другой авиакомпании. В 2019-м, по данным Росавиации, процент занятости кресел у «Аэрофлота» составлял 79,2%, у S7 — 86,4%, у «России» — 85,3%, у «Победы» — 94%, у «Уральских авиалиний» — 82,4%, у «Ютэйр» — 82,1%. «Существенно же снизится загрузка [при ограничении до 50%]. Получается неэффективное использование флота при наличии разных типов воздушных судов, — объясняет источник Forbes в компании-контрагенте авиаперевозчиков. — По идее, можно было бы при низкой загрузке поставить борт меньшей вместимости, а так как надо рассадить, ставить придется борт большей вместимости. А если у тебя только борты-малыши, то продать ты можешь условно только половину».

«То, что присылает Роспотребнадзор, не имеет статус обязательного к исполнению, — говорит еще один собеседник Forbes. — Мы готовы на 75% загрузки и сможем задать эту цифру в системы бронирования». По его мнению, финальный совместный документ Минтранса и Роспотребнадзора, скорее всего, будет содержать все то, с чем все согласны, и ограничение загрузки в 75%. Это близко к тому, что было написано в отозванном проекте методических указаний Росавиации.

Полеты с пустыми креслами сейчас — это вынужденная мера, которая работает в комплексе с принятыми ограничениями по распространению вируса, говорит президент «Ютэйр — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. По его словам, когда острая фаза карантина пройдет, медицинской необходимости в этих мерах не будет. «Останется ли такая практика — будет зависеть от того, будут ли готовы пассажиры оплачивать пустые места ради своего комфорта. В условиях кризиса это маловероятно, — считает Пермяков. — Такая практика может закрепиться только в случае утверждения ее как стандарта со стороны регулятора — Росавиации. Может быть, в течение 2020 года эта мера и будет закреплена как норма, но уже в 2021 году — вряд ли».

Некоторые зарубежные авиакомпании, которые сначала учитывали возможность социальной дистанции между пассажирами на борту, начинают отказываться от такой практики — на это, кстати, указывал и министр Дитрих. «Социальное дистанцирование на самолетах не практично. Оно дает лишь 60 сантиметров между пассажирами», — заявил глава австралийской авиакомпании Qantas Алан Джойс.

Об этом же говорит и исполнительный директор Qatar Airways Акбар аль-Бакер. «Поддерживать в самолетах дистанцию в полтора метра — нереально. Многие медики отмечают, что вирус не распространяется по воздуху, он распространяется капельным путем. Поэтому единственный путь — сделать обязательным ношение масок, перчаток, постоянно дезинфицировать самих себя и воздушные фильтры в самолете», — сказал он в интервью ВВС. 

Авиакомпания Delta, напротив, пока намерена соблюдать социальную дистанцию; Emirates и Eithad Airways — тоже. Американский лоукостер Frontier Airlines сообщил, что будет брать дополнительную плату от $39 до $89 c пассажиров, которые хотят, чтобы соседнее кресло во время полета оставалось свободным.

Что происходит в аэропортах

При подготовке к вылету в салонах воздушных судов рекомендуется проводить специальную дезинфекционную обработку в дополнение к обычной уборке. Грузовые и пассажирские самолеты после полетов обрабатывают клининговые компании, которые работают в аэропортах («Победа» убирала самолет силами экипажа). Дезинфекция для авиакомпаний — это дополнительные затраты. Например, у клининговой компании Sky Clean, которая работает в Домодедово, обычная уборка самолета типа Boeing 737 стоит 3500 рублей, а дезинфекция — дополнительно около 5000 рублей.

Представитель Шереметьево говорит, что на время наземного обслуживания санитарная дезинфекционная обработка не влияет, поскольку международные рейсы выполняются на основе разовых разрешений, а внутренние рейсы обрабатываются при выявлении пассажира с инфекционным заболеванием.

Но если придется обрабатывать каждый самолет на большом потоке, то время обслуживания в аэропортах может увеличиться. При дезинфекции салонов время обслуживания самолета минут на 20-30 дольше, говорят в Домодедово. Для низкобюджетных моделей перевозок это плохо: например, у «Победы» разворот воздушного судна — подготовка самолета к следующему рейсу — составляет 25 минут. «Сейчас самолеты обрабатываются минимум час, а иногда — за два. В таких условиях и с учетом возможных ограничений по загрузке лоукостерам проще стоять», — объясняет собеседник Forbes в одной из авиакомпаний. В самой «Победе» это не комментируют. В других авиакомпаниях тоже не обсуждают возможную корректировку расписаний полетов с учетом возможного увеличения времени обслуживания самолета.

В целом же профилактические мероприятия представляют больше сложностей для авиакомпаний, чем для аэропортов. На входах в аэровокзал Домодедово у каждого входящего измеряют температуру бесконтактным способом — результат выдается через пару секунд. Если температура повышена, человек идет в медпункт. Если это сотрудник аэропорта, то по решению врача он может быть отстранен от работы. «У нас разметка [о необходимости посетителям соблюдать дистанцию] на полу при входе в терминал, в зоне регистрации, в зоне контроля безопасности, на креслах в залах ожидания. Сотрудники в масках и перчатках, конечно», — говорит представитель аэропорта.

Зона ожидания вылета в аэропорту Домодедово
Зона ожидания вылета в аэропорту Домодедово

Такая же картина в Шереметьево: измеряют температуру, повсюду разметки, плакаты о дистанции, персонал в масках и перчатках. «Мы обеспечили всех сотрудников индивидуальными средствами защиты и оборудовали санитайзерами служебные помещения и зоны обслуживания пассажиров. Оперативно сформировали группу стюардов, контролирующих обязательное использование масок и перчаток сотрудниками нашей компании. Кроме того, стюарды рекомендуют пассажирам ношение средств защиты и информируют посетителей о возможностях приобретения в терминалах. А привлечение к административной ответственности нарушителей режима может реализовать полиция», — говорит представитель Шереметьево.

В обоих аэропортах установлены вендинговые аппараты с перчатками, масками, дезинфицирующими средствами. Например, комплект с парой перчаток и двумя масками в вендинговом аппарате в Домодедово стоит 100 рублей, комплект из двух масок — тоже 100 рублей, а комплект из пяти масок — 250 рублей. Все это можно купить и в аэропортовых аптеках. «Мы отслеживаем, чтобы в аптеках и вендинговых аппаратах был ассортимент масок, перчаток и антисептиков по доступным ценам, — уточнил представитель Шереметьево. — Например, комплекты из пяти масок можно купить за 150 рублей, перчатки — за 28 рублей».

Что будет с ценами на билеты

Билеты стоимостью 70 000 рублей, которые министр Дитрих пообещал при ограничении загрузки самолетов в 50%, — это, скорее, фигура речи, чем реальная цена. Но если рассадка пассажиров с соблюдением социальной дистанции превратится в официальное требование, авиакомпании гарантированно потеряют часть провозных емкостей, себестоимость пассажирокилометра неизбежно возрастет, соответственно, им неизбежно потребуется повышать стоимость билетов, чтобы компенсировать потери, прогнозирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Высокие цены негативно скажутся на спросе, который и без того сейчас подорван. Самолеты сейчас летают полупустыми не потому, что авиакомпании не сажают пассажиров на соседние кресла, а потому, что люди либо боятся летать, либо не имеют возможности из-за введенных властями ограничений, отмечает Пантелеев. Внутрироссийские перелеты не отменяли, но за границу летать пока по-прежнему нельзя.

Международное сообщение восстановится тогда, когда все страны пройдут острую фазу карантинных мер и начнут снимать ограничения, рассуждает Пермяков из «Ютэйр». «Какие-то страны уже подготовились и готовы ослаблять ограничения, какие-то странах пока не готовы для снятия ограничений, — говорит он. — Вероятно, что к концу 2020 года все страны будут более-менее готовы восстановить полеты». Европейские авиакомпании начинают говорить о возобновлении полетов. Air France объявляла о постепенном увеличении количества рейсов, латвийская airBaltic возобновляет полеты по Европе и так далее.

На открытие международных полетов из России во II квартале 2020-го Пантелеев из «Авиапорта» не рассчитывает: российское правительство занимает весьма консервативную позицию в отношении снятия противоэпидемиологических мер. Оптимистичным, по его мнению, прогнозом выглядит начало III квартала, реалистичным — конец III квартала, пессимистичным — конец 2020-го и начало 2021-го. Именно таков, по его данным, диапазон ожиданий перевозчиков и операторов аэропортов.

Почти все крупные авиакомпании отказываются комментировать свою ценовую политику до окончательного прояснения правил игры. «Ютэйр», по словам Пермякова, прорабатывает варианты обеспечения всех рейсов так, чтобы это не оказало влияния на цену билета. А «Победа», которая приостанавливала деятельность и собирается восстановить полеты с 1 июня, уже пообещала низкие цены в любом случае: средний тариф летнего сезона 2020-го будет почти в три раза ниже среднего тарифа летнего сезона 2019 года, более 60% всех билетов на июнь будет предложено по 499-2999 рублей.

Последние новости о пандемии коронавируса можно узнать здесь