«Остается загадкой, как принимать пищу»: почему магазинам теперь придется платить 5 млрд рублей в месяц

Фото ТАСС
Тотальный «масочный» режим — новые реалии российской розницы Фото ТАСС
С 1 июня в Москве стали открываться не работавшие с 28 марта непродовольственные магазины. Forbes узнал, с какими сложностями сталкивается розница в первые дни смягчения карантинного режима.

«Официальную информацию [об условиях, на которых магазины могут открыться с 1 июня,] мы получили только 28 мая, — рассказывает Forbes руководитель сети магазинов товаров для плавания Proswim Эдвард Ерофеев. — Итого для реализации всех пунктов [предписаний властей] у нас было только три полноценных дня, два из которых выходные, а один пятничный. Это существенно осложнило выполнение предписаний».

Предписаний для компаний, торговым точкам которых власти в Москве и других регионах России разрешили открыться в начале июня в рамках послабления карантинного режима, связанного с пандемией коронавируса, было немало. Во-первых, это обязательные для всех рекомендации Роспотребнадзора: обеспечить дистанцию 1,5 м между посетителями, предоставить антисептики и средства индивидуальной защиты для посетителей и персонала, проводить влажную уборку каждые два часа и так далее. Эти требования были опубликованы на сайте ведомства еще 21 апреля.

Во-вторых, свои ограничения вводили власти регионов. Например, Москва настаивает, чтобы 10% персонала сдавали тесты на COVID-19, напоминает директор по развитию «Мэлон Фэшн Групп» (бренды  befree, Zarina, Love Republic и Sela) Игорь Мальтинский. А в Уфе власти ужесточили ограничения по количеству людей, которые могут одновременно находиться в торговом зале или общественных пространствах торговых центров, отмечает Кирилл Степанов, операционный директор компании Malltech — оператора сети ТЦ «Планета»: «На федеральном уровне Роспотребнадзором установлено ограничение не менее 4 кв. м на человека. В Уфе требования более строгие: ограничение в 10 кв. м на человека в торговом зале и 20 кв.м в общественным местах, галереях».

«Я вам и так уже скинулся на налоги нормально»: почему бизнес возмущен указом Собянина о тестах на коронавирус

В-третьих, собственные ограничения вводят собственники недвижимости. «Торговые центры — особенно в Москве — придумывают дополнительные правила, зачастую затратные для ретейлеров, что совершенно неуместно», — говорит руководитель Союза арендаторов Сергей Румянцев. Отдельные арендодатели могут, например, потребовать тестировать на коронавирус 100% сотрудников, обеспечивать посетителей магазина масками и перчатками бесплатно, делать фотофиксацию проведения уборки или запрещать использование примерочных кабин, перечисляет Мальтинский. «Каждый арендатор обязан нам подписать чек-лист с перечнем обязательных мер, подтверждая, что он их соблюдает и необходимое оборудование у него есть», — рассказывает директор по маркетингу торговых центров «Метрополис» (Москва) и «Галерея» (Санкт-Петербург) Александр Серегин.

Некоторые требования Роспотребнадзора сложно исполнить физически. «Есть «прекрасный» пункт, согласно которому помещение для приема пищи должно быть оборудовано раковиной для мытья рук, иначе прием пищи запрещен, — приводит пример Ерофеев из Proswim. — В то же время необходимо ограничить перемещение сотрудников в обеденный перерыв за пределы магазина. Как сотрудники магазинов, расположенных в ТЦ, должны принимать пищу — для нас остается загадкой».

Маски и перчатки на 5 млрд в месяц

Во сколько обходится открывшимся магазинам защита от коронавируса? По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет более 42 000 торговых точек российских розничных сетей, закупка масок и других средств индивидуальной защиты, а также средств гигиены, обработка помещений и транспорта и выполнение других требований Роспотребнадзора обходится арендаторам в 5 млрд рублей в месяц, говорит директор по внешним связям АКОРТ Илья Власенко.

Отдельные арендодатели могут потребовать тестировать на коронавирус 100% сотрудников магазинов

«Наши расходы на покупку и оснащение магазинов бактерицидными лампами, санитайзерами, масками и так далее составили миллионы рублей, — рассказывает директор департамента развития сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» (125 магазинов) Борис Кац. — Это новая существенная статья затрат».

По словам председателя правления Национальной ассоциации индустрии спортивного питания (НАИСП) Юлии Кузьминой, «в среднем на торговый объект площадью 50 кв. м с одним продавцом в смену и средней проходимостью расходы составили 40 000-60 000 рублей в месяц: [в сумму входят] первоначальная закупка оборудования — рекуператора, дизенфекторов, ящиков для использованных масок, инвентаря для уборки и так далее». На маски, перчатки, дезинфицирующие средства уходит еще около 25 000 рублей, добавляет эксперт.

Квартиры на складах: какой бизнес на недвижимости вырос в период пандемии

Мальтинский из «Мэлон Фэшн Групп» говорит, что закупка средств индивидуальной защиты обходилась его компании в 3000 рублей на магазин, Ерофеев из Proswim называет цифру в 5000 рублей. А при первичном переоборудовании точек сложнее всего было закупить рециркуляторы воздуха. Во-первых, они стоят от 9000 до 30 000 рублей за штуку, а на помещение площадью больше 100 кв. м их требуется несколько. Во-вторых, они сейчас «в жестком дефиците», подчеркивает Мальтинский и подтверждает Сергей Румянцев из Союза арендаторов.

Дефицит вообще серьезная проблема. «Нам необходимо непрерывно поставлять защитные средства в 3500 магазинов по всей стране и обеспечивать работу согласно региональным требованиям, которые могут сильно отличаться от региона к региону, — объясняет президент компании «Связной» Евгений Давыдович. — В марте и апреле мы наблюдали дефицит защитных товаров и неоправданно высокие цены на них. Например, было непросто найти защитные маски из-за возросшего спроса». 

8 км ленты

Собственникам торговых центров тоже пришлось потратиться на приведение объектов в соответствие с требованиями Роспотребнадзора. Сложно ли было переделать огромные, на сотни тысяч квадратных метров площади? «В целом ничего сверхсложного не было, просто большие объемы, — комментирует директор по маркетингу «Метрополиса» и «Галереи» Александр Серегин. — Наклеить метр ленты на пол несложно, наклеить 8 км ленты уже сложнее — и так со всем».

Наклейкой ленты дело, конечно, не ограничилось. «На входах в ТРЦ были установлены дезинфекционные тоннели, система которых предусматривает обработку верхней одежды и обуви испарениями рекомендованного Роспотребнадзором раствора «Экодез». Подобные тоннели широко используются, например, в Сингапуре и Китае, — рассказывает представитель компании «Киевская площадь», собственника ТРЦ «Европейский». — На каждом входе устанавливаются тепловизоры. Была модернизирована система приточно-вытяжной вентиляции, в результате чего в настоящее время производится полный воздухообмен в здании ТРЦ каждые десять минут. В 1,5 раза увеличили количество вентиляционных решеток».

«Платить аренду в пустоту никто не станет»: как собственники коммерческой недвижимости борются с кризисом

По оценке Серегина, для одного торгового центра обеспечение безопасности клиентов означает «счет на миллионы»: «Одна только разметка, объявления, стойки под них, наклейки — на наши площади это сотни тысяч рублей».

Как ТЦ выполняют предписания по ограничению количества людей на квадратный метр площади? «Мы используем датчики учета посетителей: каждые десять минут фиксируется количество людей в ТРЦ, и если показания превышают норму, входные группы ТРЦ временно перекрываются и работают только на выход», — объясняет Кирилл Степанов из Malltech.

«Наклеить метр ленты на пол несложно, наклеить 8 км ленты уже сложнее — и так со всем»

Ограничения, безусловно, сказываются на посещаемости торговых центров и магазинов. «Там, где ограничения жесткие — в 50 человек на 1 кв. м, — трафик уменьшился в три раза», — оценивает Мальтинский из «Мэлон Фешн Групп». По его словам, в пиковые часы магазины рискуют «терять от 40% до 60% выручки только исходя из ограничений в количестве покупателей».

Эксперты, анализирующие трафик в ТЦ, более оптимистичны. «В день открытия магазинов пришло 57% от общего трафика в усредненный понедельник июня 2019 года, — рассказывает Роман Скороходов из компании Watcom. — Ажиотажа не произошло, но трафик и не упал на 60-80%. В некоторые ТЦ пришло даже больше посетителей, чем 57% от прошлого года».

На этом фоне есть магазины, которым с ходу удалось вернуть предкризисный трафик. «Уже есть арендаторы, которые в первые дни после открытия показали свои обычные продажи и даже выше», — подтверждает Серегин.

Дополнительные материалы

В Москве открылись торговые центры: фоторепортаж