Четыре ошибки, допущенные российским бизнесом во время пандемии

Фото Ahn Young-joon / AP / TASS
Фото Ahn Young-joon / AP / TASS
НАФИ узнало у предпринимателей, что бы они изменили в своем бизнесе, если бы понимали масштаб приближающегося кризиса еще в начале весны 2020 года. Выяснилось, что большинство допустило четыре похожие ошибки

Одно из качеств, необходимых предпринимателю для того, чтобы успешно развивать свое дело, — умение делать ретроспективный анализ: оглянуться назад в поисках ошибок, которые в период кризиса привели к серьезным издержкам, учесть их и откорректировать те бизнес-процессы, которые дали сбой. «Работа над ошибками» увеличивает вероятность того, что предприниматель сможет пережить следующий спад.   

Весной НАФИ провело исследование «Российский бизнес и коронавирус», чтобы понять, какие проблемы проявились в условиях вызванного пандемией экономического спада и насколько сам бизнес оказался готовым к этой сложной ситуации. Первая часть исследования была посвящена потребности предпринимателей в господдержке и их информированности о мерах господдержки. Вторая – процессам, которые из-за кризиса происходят в компаниях в отношении персонала. Третья – взаимоотношениям предпринимателей-арендаторов и их арендодателей в период режима самоизоляции. 

В его рамках мы также попросили предпринимателей рассказать, что бы они сделали по-другому, зная заранее об ожидающем их весной 2020 года кризисе. Выяснилось, что проблемы, которые не позволили минимизировать потери от кризиса, вызванного пандемией и режимом самоизоляции, касались четырех принципиально важных факторов.

Финансовая подушка безопасности

26% предпринимателей сегмента МСБ отметили: для того чтобы без потерь преодолеть кризисный период, им не хватило финансовой «подушки безопасности» – денежной суммы, отложенной на случай непредвиденных трат. 

Привычка регулярно откладывать часть денежных средств на непредвиденные расходы – один из ключевых показателей уровня финансовой грамотности. Раньше в среде исследователей бытовало мнение, что предприниматели как люди, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью планировать бюджет, оценивать риски и контролировать расходы, причем не в личных интересах, а в интересах целой компании, должны обладать гораздо более высоким уровнем финансовой грамотности по сравнению со «среднестатистическим» россиянином. Но практика показала, что разрыв не такой значительный, как ожидалось. По данным последнего измерения индекс финансовой грамотности россиян в среднем по стране составил 12,4 п. п., среди индивидуальных предпринимателей – 13,2 п. п., а среди юридических лиц – 13,5 п. п.

При этом многие предприниматели не осознают того, что уровень их финансовой грамотности недостаточен для эффективного управления бизнесом. Большинство из них, рассматривая обучающие программы, делают выбор в пользу мастер-классов по продвижению бренда, курсов по работе с социальными сетями и так далее, не отдавая себе отчет в том, что основа устойчивого бизнеса – грамотное финансовое планирование. 

Цифровизация «внутренняя» и «внешняя»

Если бы российские предприниматели знали о том, что их ожидает, они бы гораздо больше времени и внимания уделили цифровизации своих компаний. Об этом заявил 21% опрошенных. 

С одной стороны, компании бы активнее переводили свои сервисы в онлайн. Те условия, в которых компаниям пришлось существовать в период режима самоизоляции, подтвердили расхожую истину – «если тебя нет в интернете, тебя нет в бизнесе». К сожалению, многие компании оказались не готовы к переводу в онлайн-формат своих услуг, виртуальной коммуникации с клиентами или реализации продукции с помощью интернет-каналов. Им пришлось делать это экстренно, в спешке, а значит, не так эффективно. В числе проблем была и недостаточная техническая оснащенность предприятий и организаций. Потеря времени на экстренную цифровизацию привела в итоге к финансовым убыткам: ниши оказались заняты теми, кто был лучше готов к ситуации, например магазинами и сервисами, которые и до пандемии предоставляли свои услуги через интернет. 

На момент начала пандемии 71% компаний не имели опыта перевода сотрудников на удаленный формат работы, у 63% не было корпоративной политики информационной безопасности, а 30% компаний ранее не реализовывали свои товары и услуги через интернет.  

С другой стороны, «неоцифрованными» оказались и внутренние бизнес-процессы компаний: начиная с документооборота, заканчивая организацией рабочих мест для эффективной дистанционной работы. В результате 82% предпринимателей отметили снижение эффективности сотрудников, работающих в удаленном формате. 

Культура партнерства 

Пандемия и режим самоизоляции обнажили множество проблем, связанных с недостатком у представителей российского бизнеса взаимоуважения, осознания необходимости взаимной помощи, поддержки и совместного решения деловых вопросов. Cловом, всего, что можно описать термином «культура партнерства». В качестве примера можно привести взаимоотношения между предпринимателями, арендующими помещения для деловых целей, и их арендодателями. Как минимум 85% арендаторов пытались обсудить с арендодателями послабления по договорам аренды, показал опрос НАФИ. Пересмотра условий договоров добились лишь 13%. 

Таких примеров бесчисленное множество. Некоторые предприниматели понесли большие финансовые потери потому, что их продукция была заблокирована на складах из-за просрочек по арендным платежам, которые, в свою очередь, были вызваны экономическим спадом и сокращением объемов бизнеса. Арендодатели в такой ситуации не осознают, что падение экономики в итоге ударит по ним самим, поскольку все отрасли так или иначе взаимосвязаны. В целом представители бизнеса, которые практикуют «индивидуалистический» подход, замедляют выход из кризиса для экономики страны. 

Диверсификация бизнеса

Еще один урок, который сегодняшний кризис преподнес российским предпринимателям – необходимость диверсификации продуктов, целевых аудиторий, выхода на новые рынки сбыта своих услуг и продукции. Недостаточную диверсификацию своего бизнеса отметили 19% предпринимателей. 

Диверсификация является конкурентным преимуществом всегда. В кризис же она становится тем инструментом, который помогает компании «удержаться на плаву» в периоды, когда ее основные продукты или сервисы не пользуются спросом. 

Кризис, вызванный пандемией, показал, что российскому бизнесу нужно научиться мыслить шире, выходить за рамки узкой специализации там, где это возможно, и всегда иметь «запасные» варианты. Это касается и использования различных каналов коммуникации с клиентами (офлайн, онлайн), и работы в различных форматах, и общения с разными целевыми аудиториями (представители бизнеса, госсектор), и способности с минимальными издержками на время перепрофилировать бизнес.  

Если говорить о различных форматах работы, то период самоизоляции, например, с меньшими потерями пережили те кафе и рестораны, которые смогли оперативно наладить продажу еды навынос. То же самое с целевыми аудиториями – компании, ориентированные на предоставление b2b-услуг, лучше переносят трудные времена, если у них есть возможность переключиться на работу с госсектором.  

Показательный пример частичного перепрофилирования бизнеса – то, как многие магазины в дополнение к своей обычной продукции стали предлагать клиентам защитные средства: маски, перчатки, антисептик. В условиях их дефицита в аптеках такая переориентация бизнеса стала дополнительным источником финансов для ряда небольших компаний.