К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Замкнутый круг: почему россияне не вернулись в кинотеатры

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
С 1 августа в Москве, на крупнейшем в России кинорынке, вновь заработали кинотеатры. Однако аншлагов после четырехмесячного простоя не наблюдается — сборы по стране почти в 20 раз меньше прошлогодних. Почему люди перестали ходить в кино? Помимо того, что пандемия заметно изменила потребительские привычки, игроки рынка связывают падение трафика и доходов с недостатком громких кинопремьер и заметно сократившимся количеством работающих залов

По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), кассовые сборы кинотеатров с 1 по 24 августа составили 191,4 млн рублей. Это почти в 20 раз ниже, чем за первые три недели августа 2019 года, когда российские кинопрокатчики заработали 3,68 млрд рублей. В этом году с начала августа кинотеатры посетили порядка 782 000 человек, за аналогичный период 2019 года число зрителей составило 12,8 млн человек.

Ожили немногие

Одна из причин столь резкого падения показателей кинопроката в годовом выражении в том, что в августе 2020-го работает гораздо меньше кинотеатров, чем год назад. Централизованного графика открытий кинотеатров в России нет. Дату снятия ограничений на работу кинотеатров власти каждого региона определяют самостоятельно. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров России на 24 августа, работа кинотеатров официально разрешена в 45 из 85 регионов страны. В стране работает 37% кинотеатров и около 40% кинозалов (от общего числа кинотеатров на 1 марта 2020 года). По словам операционного директора сервиса покупки билетов на мероприятия «Рамблер/касса» Александра Рощина, из почти 600 партнеров «Рамблер/кассы» к привычной работе вернулись 43% кинотеатров.

«Отсутствие единой даты открытия кинотеатров несет за собой множество проблем», — указывает председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Во-первых, до сих пор закрыты крупнейшие кинорынки в Петербурге, на Урале и в Краснодарском крае. Во-вторых, российские продюсеры не могут выпускать новые фильмы с учетом состояния рынка, открытого меньше, чем наполовину. «Получается замкнутый круг: продюсеры не выпускают новых кинолент, пока кинотеатры не заработают на 100%. А этого не случится, пока не начнут выходить новые фильмы. В итоге большинство игроков рынка и региональные и федеральные чиновники заняли позицию, что ситуация сама собой разрешится», — говорит Березин.

 

В июле Ассоциации владельцев кинотеатров прогнозировала закрытие каждого пятого кинотеатра в стране. Березин говорит, что на сегодняшний день часть кинотеатров уже приняла решение о прекращении деятельности, другие не открываются из-за затянувшихся переговоров с арендодателями о более приемлемых условиях работы. «Но есть и еще одна категория бизнеса — кинотеатры, которые возобновили работу, но из-за низкого трафика рискуют закрыться в ближайшие два-три месяца», — отмечает председатель ассоциации.

Те крупные сети, которые возобновили работу, фиксируют сокращение показателей. У сети кинотеатров «Каро» падение посещаемости за первые три недели августа составило около 90% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Сеть из 30 мегаплексов присутствует в восьми городах России, сейчас работают 20 из 30 кинотеатров в Москве, Калининграде, Самаре, Тюмени и Казани. Закрытыми остаются десять кинотеатров в Екатеринбурге, Сургуте и Санкт-Петербурге (второй по величине кинорынок для «Каро»).

 

«Ситуация, с которой столкнулся рынок кинопроката, безусловно, беспрецедентная. Кинотеатры оказались одной из самих пострадавших от коронавирусной пандемии отраслей», — говорит управляющий директор сети «Синема Стар» Карина Агаджанова. «Синема Стар» включает 26 кинотеатров в России и СНГ, 30% центров «Синема Стар» в регионах остаются закрытыми. Падение по действующим кинотеатрам составило 82% по сравнению с прошлым годом, уточняет Агаджанова.

Мало контента

Ориентироваться на прошлогодние показатели при анализе трафика и сборов в этом году не вполне корректно, считает президент «Каро» Ольга Зинякова. «Фильмы «Король Лев», «Форсаж: Хоббс и Шоу» и «Однажды... в Голливуде» дали беспрецедентные цифры в 2019 году», — объясняет она. Сравнивать данные августа 2020-го с 2019 годом некорректно, подтверждает Олег Березин, — август 2019 года был очень успешным, российские кинотеатры отработали месяц с непривычно высокими сборами.

«То, насколько успешно мы сможем выйти из кризиса, зависит от разных факторов, в частности, хорошего контента. В августе на показателях посещаемости сказался его [контента] недостаток. Но новые фильмы оставляют надежду, что сентябрь будет гораздо оптимистичнее», — говорит директор «Синема Стар». В следующем месяце в прокат выходят диснеевский «Мулан», «Довод» Кристофера Нолана и фильм Алексея Учителя «Стрельцов» с Александром Петровым в главной роли.

 

Самыми кассовыми кинолентами в августе 2020 года стали два американских фильма: «Гренландия» и «Неистовый» (собрали 33,4 млн рублей и 25,8 млн рублей), а также британо-австралийский «Побег из Претории» (27,9 млн рублей), следует из данных ЕАИС.

Онлайн против офлайна?

Карантин изменил привычки потребителей, которые научились пользоваться подпиской на онлайн-кинотеатры (все чаще бесплатной), отмечает Олег Березин. «Как таковой конкуренции между офлайн- и онлайн-кинотеатрами я не вижу. Это разный опыт: есть кино, которое нужно смотреть на большом экране и вместе с семьей, друзьями, — говорит он. — С другой стороны, классические кинотеатры постепенно будут становиться элитарным способом времяпрепровождения, как бумажные книги против цифровых».

Пока в крупных российских городах действовал режим самоизоляции, многие видеосервисы открыли бесплатный доступ к сериалам и фильмам. С 16 марта сервис «Кинопоиск HD» (принадлежит «Яндексу») открыл бесплатный доступ к фильмотеке продолжительностью 45 дней для всех пользователей. Об отмене платной подписки объявил видеосервис More.tv, онлайн-кинотеатр Ivi снизил стоимость подписки до 1 рубля в месяц для всех новых пользователей, Okko запустил чат-бота Okkobro, который выдает промокод на пакет подписок.  В начале июня «Кинопоиск HD» сообщил, что количество платящих подписчиков сервиса по сравнению с серединой марта удвоилось. Абсолютные значения в компании не раскрывают. Известно, что в середине марта «Кинопоиск» сообщил об 1 млн смотрящих подписчиков.

Оценить влияние растущей популярности онлайн-кино на первый месяц работы офлайн-кинотеатров сложно, говорит Зинякова: «Смотреть кино на маленьком экране смартфона или ноутбука и на большом технологичном кинотеатральном полотне с профессиональным звуком — это совсем разный опыт. За время изоляции гаджеты настолько приелись, что выход в кинотеатр будет волнующим событием. Любители большого кино всегда предпочтут просмотр в темноте кинотеатра».

И число таких любителей большого экрана, которые возвращаются в кинотеатры, растет. Например, за неделю с 12 по 18 августа 2020 года в кинотеатры пришло максимальное за весь месяц количество зрителей — 346 500. В первую и вторую недели августа число посетителей составило 173 700 и 262 300 соответственно.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+