Свободные цены: почему сеть Fix Price выходит на IPO именно сейчас

Фото Владислава Шатило / RBC / TASS
Фото Владислава Шатило / RBC / TASS
Лидеру рынка продаж дешевых товаров компании Fix Price удалось развернуться в кризис: темпы роста превысили 30%. В марте может состояться IPO рeтейлера. Forbes выяснил, почему владельцы сети спешат вывести ее на биржу

На прошлой неделе ретейлер Fix Price объявил о намерении провести первичное размещение на Лондонской фондовой бирже (LSE). Вторичный листинг планируется на Московской бирже, об этом сообщила компания на LSE. По данным Financial Times, размещение может состояться, исходя из оценки в $6 млрд, — это может стать крупнейшим IPO российской компании на LSE с 2017 года. Forbes собрал все, что известно об IPO некогда малоизвестной сети на данный момент, и разобрался, зачем оно нужно компании именно сейчас. 

Что такое Fix Price

Сеть магазинов товаров для дома по фиксированным ценам Fix Price была создана в 2007 году Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном. Партнеры знакомы давно, они основатели сети дискаунтеров «Копейка» (продали ее в 2007 году тогда еще миллиардеру Николаю Цветкову). 

После сделки именно из «Копейки» в новый проект перешла команда топ-менеджеров во главе с Дмитрием Кирсановым — он бессменный руководитель Fix Price. За первый год было открыто 60 магазинов. 

Дивиденды и приговор Навальному: что обещает и о чем предупреждает инвесторов Fix Price перед IPO

Модель работы Fix Price как жесткого дискаунтера уникальна, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитика», аналогов в России нет.  

Как им удается держать низкие цены? Кирсанов в интервью РБК уверял, что бизнес ведется «без криминала». Все просто, рассказывал он: «Мы определяем товар, который нам нужен, сами ведем переговоры с производством, размещаем заказ, получаем товар, обеспечиваем логистику и делаем все, чтобы цена на полке была 50 рублей». Исключив посредников, компания дает «лучшую цену на полке», при этом товаров, торгующихся в минус, нет. Высока доля собственных торговых марок (СТМ) и прямого импорта из Китая (составляет более 40% ассортимента), говорит Михаил Бурмистров. 

Изначально сеть продавала товары по 30 рублей. Но сейчас есть ассортимент по семи фиксированным ценам от 50 до 249 рублей, указано на сайте. Отход от модели одной цены в сторону дифференцированных фиксированных цен помог сети значительно расширить ассортимент, говорит Бурмистров, а ввод в товарную линейку продуктов позволил начать работать в формате «магазин у дома», что обеспечило высокий уровень посещаемости. 

Сегодня Fix Price объединяет 4241 магазин более чем в 1000 населенных пунктах в 78 субъектах России, а так же в Казахстане, Грузии, Белоруссии, Латвии, Киргизии и Узбекистане. В рейтинге Forbes «200 крупнейших частных компаний в России-2020» Fix Price заняла 77-е место. 

Почему Fix Price выходит на IPO именно сейчас

Пандемия оказала положительное влияние на показатели универсальных магазинов с низкими ценами — показатели сопоставимых продаж Fix Price в 2020 году выросли на 15,8%, отмечается в проспекте компании к размещению. 

Кирсанов в интервью «Ведомостям» отмечал: «Период пандемии показал, что наша модель готова к любым изменениям в экономике не только в стране, но и в мире. Мы сохранили достаточно хорошие темпы роста продаж, смогли быстро перестроить нашу гибкую операционную модель.[…] Мы значительно переработали ассортимент за первые две недели введения ограничительных мер».

Например, компания в момент крайнего дефицита завезла большое количество защитных масок. «Из Китая. Везли их самолетами, потом пароходами, всеми возможными и доступными средствами. — рассказывал Кирсанов. — У нас не было проблем, как писали СМИ, с туалетной бумагой, гречкой или макаронами. Мы очень сильно изменили состав категорий и non-food, и дрогери, чтобы дать возможность людям покупать недорогие средства для поддержания чистоты и дезинфекции в доме».

В пандемию компания, заметив спрос на БАДы, активно продавала сушеный чеснок, чай с имбирем, кору осины, липы и т. п. «Люди, не зная, как защитить себя, начали покупать все, что может защитить организм, повысить иммунитет», — рассказывал Кирсанов. Кроме того, из-за самоизоляции значительно выросли продажи игрушек, товаров для дома, книжная продукция. 

В итоге выручка Fix Price в 2020 году выросла на 33% — до 190 млрд рублей, чистая прибыль на 33% — до 17,6 млрд рублей. У компании практически отсутствует долговая нагрузка. 

Кто и сколько акций продает

В проспекте к размещению говорится, что в ходе сделки свои акции продадут компании нынешних владельцев Fix Price: Luncor Overseas S.A Артема Хачатряна и LF Group DMCC Сергея Ломакина, Samonico Holdings Ltd, структура «Марафон Групп» Александра Винокурова и GLQ International Holdings Ltd, принадлежащая Goldman Sachs Group. Ломакин и Хачатрян, крупнейшие акционеры Fix Price, владеют по 41,7% акций ретейлера (83,4%). Еще 9,9% контролирует Marathon Group, Goldman Sachs — 4%, топ-менеджмент — 2,3%.

После IPO основатели компании сохранят «существенную» долю в бизнесе, отмечено в проспекте. 

Источники газеты «Коммерсант» в инвестиционных кругах и близких к компании говорят, что инвесторам будет предложено до 25% капитала.

Объем пакета и его ценовой диапазон планируется объявить в конце февраля, сделка может закрыться уже в марте, сообщил Forbes источник, знакомый с планами Fix Price. 

Справедлива ли оценка

В ходе IPO ретейлер может привлечь как минимум $1 млрд, писала Financial Times. Компания может быть оценена в $6 млрд. Ее IPO может стать крупнейшей на LSE сделкой для российских компаний с 2017 года, отмечает издание.

Оценка завышена, чтобы подогреть интерес к эмитенту, это обычная стратегия у банкиров, говорит Бурмистров. Он считает справедливым диапазон от $3,5 млрд до $4 млрд.

По расчетам Егора Макеева, аналитика потребительского рынка Райффайзенбанка, Fix Price оценен в 2,5 раза дороже Х5 Retail Group и «Магнита» и в два раза дороже «Детского мира» по мультипликатору EV/EBITDA за 2020 году. «Это [такой подход к оценке] выглядит несколько завышенным, даже с учетом более высоких темпов роста Fix Price», — отмечает он.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов оценивает Fix Price в $5-6 млрд. По его словам, ретейлер выигрывает по темпам роста и у «Магнита» и Х5 Retail, которые обещают около 9% роста EBITDA в следующие два года, и у западных аналогов, типа Dollar Tree (10-20%). Ибрагимов отмечает, что у Fix Price среднегодовой темп роста EBITDA ожидается на уровне 30%. 

Слабой стороной Fix Price Макеев называет неразвитость канала онлайн-продаж. К тому же магазинам компании, которые продают в том числе товары повседневного спроса, вскоре придется столкнуться с сильной конкуренцией: «Магнит», X5 Retail Group и «Лента» уже тестируют свои дискаунтеры «Моя цена», «Чижик» и «365+», соответственно.

Почему LSE, а не NASDAQ

Традиционно российский ретейл размещался в Лондоне, говорит Макеев. Источник, близкий к Fix Price, объясняет выбор тем, что биржу Нью-Йорка выбирают технологичные компании и интернет-ретейлеры. Внешние рынки открылись для размещения российских акций, и компании, находящиеся в высокой степени готовности, спешат провести размещение, отмечает Ибрагимов. Об этом, по его мнению, свидетельствует большой успех OZON, бумаги которого выросли в цене более чем в два раза с момента IPO в ноябре.

Кто купит

Fix Price — чемпион своего сектора, занимает более 90% рынка, говорит Виктор Дима, старший аналитик «Атон». Компании такого сектора очень нравятся инвесторам, эмитент будет востребован заграничными инвесторами. 

Ибрагимов считает, что явное численное превосходство американских банков в числе организаторов может говорить об ориентации компании прежде всего на американских инвесторов. Организаторы размещения: BofA Securities, Citigroup, JPMorgan, Morgan Stanley и «ВТБ Капитал».

Высокий интерес у зарубежных фондов к Fix Price Forbes подтвердил и источник, близкий к компании. 

Кто придумал формат фиксированных цен

Fix Price работает в формате «магазин фиксированных цен» — это универсальный розничный магазин, продающий продовольственные и непродовольственные товары по одной цене. Формат «одной цены» популярен во всем мире.

Его родоначальником называют Фрэнка Вулворта. В 1877 году он работал в нью-йоркском магазине Augsbury and Moore Dry Goods Store и придумал разложить залежавшиеся товары на столе с табличкой «Все по 5 центов». Распродажа оказалась популярной, и уже в следующем году Вулворт открыл свой магазин — Woolworth’s Great Five Cent Store в Ютике, штат Нью-Йорк. Вулворт умер в 1919 году. Он стал одним из богатейших людей США и построил самый высокий в то время небоскреб — «Вулворт-билдинг» в Нью-Йорке.

По придуманной им схеме сейчас работают 99 cent only и Dollar General в США, Poundland в Великобритании и Euroshop в Германии. 

Дополнительные материалы

Alibaba и 40 инвесторов: крупнейшие IPO онлайн-бизнеса