Нетравоядный бизнес: почему у рынка искусственного мяса большое будущее

Фото Семена Каца для Forbes
Фото Семена Каца для Forbes
Спрос на альтернативное мясо растет. По оценке Deloitte, около 47% жителей России в возрасте от 16 до 40 лет готовы есть мясо на растительной основе

Все больше людей во всем мире отказываются от употребления в пищу мяса животных, и связано это не со стремлением к здоровому образу жизни, тут как раз есть разные мнения, а скорее, с этической установкой — убивать животных безнравственно. Именно поэтому вегетарианцами и веганами давно стали мировые звезды Памела Андерсон, Брэд Питт, Кейт Уинслет, Дженнифер Лопес, Ричард Гир, Тоби Магуайр и много кто еще. 

Стремительно растет и бизнес по производству заменителей натурального мяса и мясопродуктов — котлет для бургеров, стейков, сарделек растительного происхождения — из сои, пшеницы, гороха, бобов. По оценкам Deloitte, в 2020 году мировые продажи растительного мяса составили примерно $12 млрд, по прогнозу, через пять лет они достигнут $30 млрд. И если до недавнего времени его производством занимались транснациональные корпорации вроде Tyson Foods и Smithfield, то в эру фудтеха на рынок вышли специализированные стартапы — Beyond Meat, Meatless Farm, Impossible Foods. Среди инвесторов Beyond Meat все те же мировые селебрити Билл Гейтс и Леонардо Ди Каприо, в мае 2019 года компания провела IPO на бирже NASDAQ, получив оценку $1,7 млрд, а сейчас ее капитализация — $11 млрд. 

Весной 2019-го бургеры с растительным мясом от Beyond Meat появились в ресторанах холдинга White Rabbit Family Бориса Зарькова, чуть позже их стали продавать в сетях «Азбука вкуса», «Лента», «Перекресток». Но цена! В «Ленте» котлеты для бургеров массой 227 г стоят 999 рублей, а упаковка фарша (450 г) — 1499 рублей. Очень перспективный рынок для производителей. 

Как стартап по производству искусственного мяса Greenwise осваивает новый для России рынок

Спрос растет. По оценке Deloitte, около 47% жителей России в возрасте от 16 до 40 лет готовы есть мясо на растительной основе. В 2020-м россияне съели искусственного мяса на 2,6 млрд рублей, это всего 0,7% от европейского потребления. Потенциал этой ниши трудно отрицать.

Российские производители уже вовсю осваивают местный рынок. И случайных людей здесь пока нет. Компания Greenwise делает из сои и пшеницы филе, джерки и стрипсы. Объем продаж пока небольшой — 20 млн рублей в 2020 году, но все впереди, особенно если учесть, что производство расположено на заводе отца одного из основателей стартапа. Завод «Партнер-М» в Малоярославце Калужской области производит пищевые и кормовые ингредиенты на основе соевого и пшеничного белка (более 50 000 т продукции в год).

Компания Welldone продает растительное мясо более чем в 20 ресторанах Москвы (TGI Friday’s, Eat & Talk, «Теремок» и др.), ее производственные мощности, 240 т в год, находятся в Москве и пока загружены на четверть. Среди инвесторов Welldone — совладелец НМЖК (майонез «Ряба» и пр.) Иван Сидорок и Владимир Христенко, сын бывшего главы Минпромторга Виктора Христенко. 

Холдинг «Эфко» (бренд «Слобода») объявил об инвестициях 100 млн рублей в производство растительных котлет для бургеров. В этом же направлении двигается и другой гигант — «Русагро».

Вернемся к нравственности. Православные христиане в среднем каждый второй день в году должны воздерживаться от употребления мяса (постных дней от 178 до 212 — в зависимости от даты Пасхи и, соответственно, продолжительности Петрова поста). Надеюсь, у рынка пшеничных котлет в России большое будущее.

Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных